Теоретическая основа для изучения экологии, культуры и поведения (продолжение)

Разные культуры имеют различные формы воспитания детей. Различия в социализации приводят к различиям в типе личности. Например, Рохнер (Rohner, 1986) показал, что, если родители к своим детям относятся с теплотой и лаской, поддерживают с ними тесные физические контакты, они вырастают более адаптированными, с более оптимистическим взглядом на мир. У родителей, которые к детям относятся индифферентно  и холодно, используют физические наказания, вербальную агрессию, дети вырастают с более пессимистичным отношением к жизни, с низкими самооценками. Они имеют больше проблем во взаимоотношениях со сверстниками, эмоциональную черствость и низкую адаптированность; больше проблем со здоровьем (аллергия, астма, психическая неустойчивость) а так же с интеллектуальным развитием.

Основным фактором принятия детей родителями выступает физическое присутствие отца в доме, вторым по важности – наличие расширенной семьи (бабушек, дедушек, родителей и детей). Рохнер приходит к заключению, что женщины, воспитывающие детей без отца, чувствуют себя угнетенными и не способными дать детям ощущение принятия. Это заключение подтверждается наблюдением,  что в семьях с одним родителем и количеством детей больше четырех, дети чувствуют себя более отверженными, чем в семьях с количеством детей менее трех. Оказывается, присутствие в доме большого числа «воспитателей» увеличивает шансы формирования поддерживающей атмосферы воспитания. Кроме родителей воспитателями могут выступать старшие дети или хорошо подготовленные няни. Фактически, в доме должно быть достаточно воспитателей для получения детьми необходимой поддержки.

Результаты, полученные Рохнером, подтверждались рядом исследователей на представителях других культур (например, Erkman, 1992 в Турции). Они достаточно убедительны, чтобы сделать определенные выводы для проведения социальной политики. Один из них состоит в том, что нежелательно воспитывать и растить детей одному из  родителей до тех пор, пока другие взрослые (друзья или родственники) не могут оказывать помощь.

В целом, социализация зависит от многих факторов – доступных для родителей ресурсов, помощи, которую можно получить от других, структуры семьи в целом. Теперь мы можем возвратиться к обсуждению главного вопроса – каким образом экология формирует культуру.

В ряде случаев особенности конкретной культуры сами по себе требуют особой практики социализации. На Андаманских островах (Gupta, 1976; Sen, 1962),  расположенных между Индией и Малайзией, женщины одного из местных племен постоянно носят своих младенцев на спине, включая и время работы в поле. Однако в этом племени отсутствует обычай пеленать детей. Естественно, матери стремятся  прививать своим детям навыки гигиены. В этой культуре сохранился древний обычай раннего обучения детей личной гигиене – младенцы проходят полную гигиеническую подготовку к шести месячному возрасту! Это один из тех случаев, когда теория Фрейда (1909/1976) о социализации и личности получила подтверждение. Фрейд полагал, что особое внимание при воспитании ребенка к вопросам гигиены в раннем возрасте в последствии приводит к формированию навязчивых состояний чистоплотности.

Такие люди в своей жизни стремятся к навязчивой аккуратности, чтобы «все находилось на своем месте» и все делалось «точно так, а не иначе». Эта картина в точности похожа на ту, которая наблюдалось в племени, описанном выше. Они исключительно чистоплотны и имеют навязчивые состояния (хотя также страдают от многочисленных случаев «автоинтоксикации», что случается, когда человек не достаточно аккуратно удаляет со своего тела продукты выделения). Во всяком случае, на этом примере мы видим, как конкретная норма (ношение матерью своего младенца на спине) приводит к определенной модели социализации (жесткое воспитание в вопросах гигиены) и к формированию определенного типа личности (компульсивности), что, в свою очередь, ведет к определенным моделям поведения (сверхчистоплотности).

Теперь, после рассмотрения взаимосвязи социализации с личностью и с некоторыми формами поведения, рассмотрим обратную связь – каким образом личность ввязана с поведением. Несмотря на то, что в целом ситуация является более сильным «предсказателем» поведения человека, чем его личностные особенности (см. Ross, Nisbett, 1991), существует тенденция, что люди с конкретным типом личности выбирают ситуации, которые соответствуют их личности. Агрессивные люди более склонны выбирать профессию военного. Созерцательные люди, вероятнее всего, поступят противоположным образом.

 

субъективная культура – предыдущая  |  следующая – социальная организация сообщества

Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление