Сновидения и грезы
Представления свободно воспроизводятся особенно во сне и в грезах. Физиологическую гипотезу возниковения сновидений привел И. П. Павлов. Он полагает, что торможение в первую очередь охватывает наиболее молодые клетки, клетки второй сигнальной системы, которые быстро истощаются. Неравномерное распространение торможения особенно четко проявляется во время неглубокого сна (у пожилых людей в первых фазах сна и чаще к утру, когда уже начинаем просыпаться). Сновидения являются продуктом деятельности отдельных групп клеток коры головного мозга, не охваченных торможением, которые приведены к деятельности под влиянием внешних или внутренних раздражителей и перешли в состояние возбуждения. Ввиду того, что отсутствует логический контроль (он, однако, может и появиться, если мы находимся в состоянии, близком к пробуждению, и мы даже способны во сне осознавать наличие сновидений и стараемся запомнить их содержание) сны кажутся нам фантастическими и в соответствующих главах психологии они включены в фантазии, хотя речь идет, очевидно, лишь о хаотической активизации деятельности отдельных групп клеток.
Отсюда и большая скорость сновидения. Из литературы известен случай, когда спящий пережил во сне Великую французскую революцию и даже был казнен. Стимулом для этого послужил удар картины, упавшей спящему на шею. Иногда во сне видим длинный сон, который оканчивается звонком (кто-то звонит, говорит, что горит, видим во сне целые длинные сцены) и пробуждаемся от того, что у дверей еще кто-то звонит.
Стимулом могут быть как внешние раздражители (в обоих вышеприведенных примерах), так и импульсы, исходящие из самого организма, имеющие соматический и психический характер; доказательством сна, вызванного внутренним стимулом, может быть сновидение ребенка, которому в течение 3 дней снился один и тот же сон: ему казалось, что из его тела вырываются синеватые огоньки. На следующий день у ребенка появилась корь. Это является одновременно хорошим примером «пророческого» сна и ненаучного предрассудка (чему мать ребенка не хочет поверить). В этом смысле могут иметь и диагностическое значение, и даже боль во многих случаях впервые появляется во сне, не подавляемая множеством импульсов, как это имеет место в состоянии бодрствования. По Касаткину, который исследовал 912 сновидений у 149 больных, здоровые люди видят сновидения в течение 54-76 % всего периода сна, больные примерно в 87-100 %.
В литературе о сновидениях приведен пример одного студента, страдавшего сильной зубной болью. Ему все время снился сон о том, что он выступал на ринге как боксер и всегда при этом получал удар в челюсть. По Адлеру, сны из психической жизни обусловливаются нерешенными проблемами или они возникают как предчувствие новых проблем : трудные жизненные решения могут проецироваться сном об экзамене (аналогичные сны об «экзамене по математике» часто описывают солдаты перед атакой).
Очень часто сны отражают напряжение в эмоциональной области, беспокойство, опасения или желания. Так, например, типичным невротическим сном является сон о длинном гостиничном коридоре с бесконечным рядом одинаковых дверей, среди которых спящий не может отыскать свои двери, враждебная ситуация, окружающая спящего днем на работе, созданная его коллегами, проецируется сном о диких зверях, рычащих на спящего, желание быть признанным отражается в детском сне сценами, в которых ребенок представляет себя королем и отдает распоряжения своим родителям.
Мы не признаем символики классического психоанализа, истолковывающего любой сон как сексуальный символ при упраздненной цензуре сознания, так что любой длинный предмет представляет собой половой член, а любой полый предмет – женские половые органы. Символика сновидений понятна как проекция представлений эмотивных переживаний. Сновидение по существу представляет собой цепь свободно развивающихся представлений, которые тем более логичны, чем более интенсивным является контроль сознания. Сновидение является настолько «разумным», как это только может быть. Что касается содержания сновидений, то можно сказать, что нам снится то, с чем мы еще не смогли справиться днем, причем сновидение представляет собой образную, воображаемую символику эмотивных переживаний (страх – дорога над пропастью; беспокойство – напрасный поиск правильных дверей и т. д.).
Сновидение, отражающее определенное эмотивное напряжение, у невротиков обычно оказывает сильное воздействие обратной связи – оно способно усилить напряжение сознательной жизни! Так, например, Юлиус Зейер, типичный невротик среди наших писателей (в другом месте: мы упоминаем о том, что он в своем произведении «Стратоника» в 1892 году применил психоанализ, опередив Фрейда на один год!), описывает сновидение, в котором он видел пустой дом, в котором заброшенный рояль стал играть меланхолическую песню – после этого он был целый день отчаянно грустным, отдавая себе отчет в том, что сновидение является отражением одиночества и отчаяния, а также и стертого различия между сновидением и действительностью, что так часто подчеркивалось всеми романтиками: „La vida es el sueno!”
Сновидения способны дать представление о личности спящего, потому мы изучаем их без ненаучного объяснения психоанализа.
Грезы (иногда также «сон с открытыми глазами») – это наполовину намеренно вызываемый ряд представлений, организованных желаниями. Очень часто они наблюдаются у детей, поскольку у них мала возможность исполнения их желаний. Именно для грез характерным является большое расстояние между желанием и реальностью. Общеизвестно по письмам Божены Немцовой катартическое значение ее книги «Бабушка», которая представляла собой творческую (мечтательную) попытку уйти от жестокой действительности ненаполненной жизни.
Г. X. Грин различает четыре тииа грез: «героические» грезы, при которых грезящий в изобилии получает похвалу за отвагу и исключительные успехи; «спасательные» грезы (грезящий кого-нибудь спасает, героически освобождает и получает за это его любовь и восхищение всех окружающих); «мегаломанические» грезы, в которых человек сам себя представляет всемирно известным, прославившимся и, наконец, грезы «чести», когда человек жертвует собой и помогает тому, любви которого он добивается.
Известный психиатр, Блейлер отождествляет грезы с аутистическим мышлением.
Характерным для всех типов грез является их общее главное содержание – самоутверждение и развитие личности, чему реальная действительность препятствует. Очень наглядно грезы проецируются в сказочных историях.