В отечественной психологической литературе недостаточно представлены описания критической ситуации, несущей угрозу жизни, в частности ситуации неизлечимой болезни. Кризисная ситуация смертельно опасного заболевания качественно отличается от ситуаций лабораторного типа, поскольку прежде всего связана с проблемой смысла жизни и временной ориентацией личности. В литературе, посвященной проблеме развития личности, отмечается важная роль будущего, перспектив, жизненных целей в развитии личности (Божович, 1968; Леонтьев, 1975; Асеев, 1976; Анцыферова, 1981; Обуховский, 1981; и др.).
Предложенная рядом авторов категория смысловых образований личности (Асмолов, Братусь, Зейгарник и др., 1979) позволяет перейти от анализа частных видов деятельности на уровень всей жизнедеятельности человека в целом в ее временной направленности. Смысловые образования возникают в результате соотнесения «целостных ситуаций, актов поведения с более широким для них контекстом жизни» (Братусь, 1981, —С. 48). Изменение смысловых образований опосредовано изменением самой деятельности субъекта, а их функция заключается в опосредовании будущего через настоящее, в определении характера взаимоотношений между мотивами (Братусь, 1983).
На протяжении всей жизни человек может переживать ряд кризисных периодов, во время которых происходят изменения в мотивационной структуре личности, в системе ценностей и мировоззрении человека. Анализируя кризисные периоды в развитии личности, исследователи, как правило, исходят из следующей модели: расширение связей человека с окружающим миром, усложнение его жизнедеятельности опосредуют развитие смысловых образований личности и становление иной связной системы личностных смыслов. В психологической литературе описаны и некоторые варианты аномального развития личности, возникающие в результате несоответствия изменившихся операционально-технических возможностей человека прежнему содержанию мотива, несовпадения «Я» реального и «Я» идеального. Исходный момент подобных аномальных развитий личности коренится в неудовлетворенности настоящим, реальным образом «Я» и стремлении к идеальному «Я» (Братусь, 1974; Карева, 1975).
Таким образом, если начальные моменты некоторых типов аномального развития личности проанализировать с точки зрения временной ориентации, то можно сказать, что они имеют направленность в будущее.
Мы предположили, что исследование больных, страдающих заболеванием, ограничивающим продолжительность жизни, позволит подойти к рассмотрению поведения человека в кризисных ситуациях, анализу изменений смысловых образований личности в кризисные периоды жизни с несколько иной стороны. В качестве объекта исследования нами были взяты больные хронической почечной недостаточностью (ХПН) в терминальной стадии, находящиеся на лечении гемодиализом (ГМД), и больные с хроническими заболеваниями печени (см. главу II).
Ситуация, в которой оказываются больные в связи с лечением ГМД, является экстремальной. Во-первых, стрессовой является сама процедура ГМД: ограниченность движения во время сеанса, длящегося в среднем 5—6 часов; технические затруднения во время сеанса; периодически возникающие осложнения, связанные с артерио-венозным шунтом или фистулой. Во-вторых, больные отрываются от привычных связей и отношений с окружающим миром, переводятся на инвалидность. Изменяется их социальный статус, рушатся многие планы на жизнь.
Немногим проще оказывается и жизненная ситуация у больных с заболеваниями печени, описанными нами во II главе. Наличие тяжелого соматического заболевания, угрожающего жизни, возможные осложнения в его течении, угроза операции (иногда проведение повторных операций), постоянные ограничения режима жизни, длительные периоды стационарного лечения и т. д. значительно меняют жизнедеятельность больного, а общую ситуацию, складывающуюся в их жизни, позволяют оценить как кризисную.
В данной работе мы остановимся только на результатах изучения личности этих больных с помощью проективной методики тематического апперцептивного теста (ТАТ) в варианте X. Хекхаузена — «производственный ТАТ» и метода незаконченных предложений. Качественный анализ результатов ТАТ проводился по разрабатываемой в настоящее время на основе теории деятельности А. Н. Леонтьева схеме интерпретации материалов обычного варианта ТАТ (Соколова и др., 1976; Соколова, 1980). Нами были использованы следующие параметры оценки рассказов: соблюдение инструкции, общая характеристика целей, средства достижения целей, уровень их достижения, особые темы.
В рассказах больных было обнаружено два различных варианта несоблюдения инструкции по типу нарушения временной перспективы.
- Отсутствие в рассказах определенных времен и чрезмерное расширение рассказа за счет характеристики настоящего момента. У части больных оно свелось к простому описанию картинки с перечислением ее деталей. В рассказах 44% больных отсутствовала категория прошлого; у 50% больных — будущего; у 31% больных в рассказах отсутствовало и прошлое и будущее.
- Помимо отсутствия времен у больных наблюдался феномен, названный Т. Н. Муладжановой (1983), «смещениями времен». Формально категории прошлого и будущего можно наблюдать в рассказах больных, но по смыслу прошлое и будущее сводятся к настоящему моменту. Смещение времени выражалось в трактовании будущего как воспоминания о настоящем моменте: «…мастер вспоминает свою молодость, как он учился, как его проверяли. Эту картинку можно описать как воспоминания мастера». Либо смещение времен в виде тождественности всех времен: «Андрей Иванович сидит за столом. Он так же сидел много лет назад и писал приказы. Так же он будет сидеть не один год. Так же будет стоять его старый телефон. Рядом с телефоном лежат его портфель, шляпа и пальто. Раньше с ним сидел его друг, но теперь его уже нет… он ушел на пенсию. На полке лежат книги. Эти книги давно прочитаны».
В рассказах, содержащих категорию будущего, героем выражается надежда, что «все закончится благополучно», «все волнения будут позади», он «мечтает, что все будет хорошо», «надеется на лучший исход». Характеристика будущего неопределенная, размытая, надежды героев в большинстве не направлены на что-то конкретное.
дефект внешности – предыдущая страница|следующая страница – временная перспектива
Влияние хронической болезни на психику. Содержание.