canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Пациент и его семья. Члены семьи пациента как участники конфликта.

Пять ступеней позитивной психотерапии (продолжение)

а) Ступень 1: наблюдение и дистанцирование

Симптоматика, позитивное толкование симптомов, факторы, способствующие их проявлению, первое их возникновение, транскультурный подход, поговорки и притчи (дополнительные перспективы).

Терапевтические акценты: развитие способности слушать и воспринимать всецело. Как участники конфликта, члены семьи пациента, как правило, потеря­ли дистанцию от своих противоречий. Это способствует развитию невротических и психосоматических расстройств. Участники конфликта ведут себя точно так же, как и тот, кто стоит перед картиной, почти уткнувшись в нее носом: он видит лишь маленькую часть, зато очень четко. В каком содержательном и цветовом сочета­нии находится эта часть, он не видит. Он потерял из виду картину как целое, и вместе с этим, ее смысл.

Опросник «Первое интервью в позитивной психотерапии» в составе WIPPF (Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной терапии по Peseschkian, Deidenbach, 1988) дает всеобъемлющее представление о пятисту­пенчатом процессе. На этом этапе с его помощью выясняются важные аспекты.

Симптоматика, факторы, способствующие проявлению симптомов, и их первое возникновение. Терапевт устанавливает отношения с пациентом и при из­вестных обстоятельствах с его семьей (привязанность). Он уделяет им время, при­глашает на беседу, наблюдает ситуацию, которая представляется ему при встрече, и выслушивает их. Наряду с этим он структурирует эту информацию и выясняет собственные чувства, которые возникают у него в ответ на высказывания пациен­та.

Мы стараемся использовать все доступные источники, которые дают нам си­туативную и анамнестическую информацию о представленных симптомах и сопут­ствующем им поведении. При наблюдении внутри терапевтической ситуации происходит нечто очень важное: каждый член семейной группы получает сначала воз­можность представить себя сам, не ожидая при этом негативной реакции или даже наказания со стороны терапевта.

Позитивное толкование: параллельно с выяснением симптоматики терапевт дает (сначала для себя) общую позитивную интерпретацию имеющегося расстрой­ства. Она должна учитывать, какое значение имеет болезнь для пациента и его се­мьи. Этот процесс помогает терапевту дистанцироваться от своих собственных вос­приятия и модели мышления; вместе с этим он позволяет избежать повторения невротической концепции пациента. Терапевт в подходящей ситуации сообщает результаты своего мысленного эксперимента пациенту и его семье. Впоследствии он дает то толкование, которое обеспечивает практически эффективнейшее изме­нение точки зрения. Успех этого процесса, разумеется, не должен приводить к со­блазну нетерпеливо выделить позитивную интерпретацию из ее живых связей, так как при таких обстоятельствах она может быть воспринята как циничная насмешка (терапевт может при возникающих здесь трудностях рефлексировать свои собст­венные проблемы с четырьмя измерениями идеалов).

Позитивный процесс в своей альтернативной концепции приводит к новым исходным ситуациям, которые основательно могут изменить устои семьи. Одно­временно с этим происходит нечто большее: семья учится преодолевать свои кон­фликты иными способами и отказываться от патологических фиксаций. Это пер­вый шаг к самопомощи. На практике это выглядит следующим образом: мы спра­шиваем о том значении, какое имеет симптом для человека и его социальной груп­пы, выделяя при этом также «позитивную» сторону: какие позитивные аспекты имеет покраснение? Какие преимущества создает заторможенность? Какие функ­ции выполняют нарушения сна? Что значит для меня тот факт, что я боюсь? и т.д. (примеры Вы можете найти в ч.II, 1 – 39).

Мы применяем другие оценочные возможности (переоценка, позитивное тол­кование, изменение точки зрения) не потому, что они объективнее: при этом мы преследуем цель сделать нашу систему отношений, взаимосвязей пациента и окружающего его мира относительной и инициировать альтернативные возможнос­ти решения. На этом мы оставляем исходный симптом и двигаемся к тем облас­тям, где пациент чувствует себя «позитивно», т.е. малосимптомно, относительно Я – сильным и способным к сопротивлению. Таким образом, здесь выделяются два аспекта: интерпретация симптома и подход к способностям пациента.

Транскулътурный подход. Мы спрашиваем о том, как одно и то же наруше­ние или заболевание воспринимается и оценивается в различных культурных тра­дициях, как другие люди той же культуры, что и пациент, и его семья, преодолевают эти состояния и какое особое значение имеют для них конфликты, каково их содержание. Эта относительность понимания болезни важна, помимо прочего, и для семейной динамики. В этом содержится определенная функция болезни; она вносит существенный вклад в отношения между членами семьи. При этом второ­степенное значение имеет психический, психосоматический, психотический или соматический характер болезни. (Примеры Вы можете найти в ч.II, 1-39).

Поговорки. Богатый арсенал для мобилизации ресурсов пациента, вместо того, чтобы упорно решать давно известные проблемы, — притчи и народная мудрость, которые терапевт может предлагать как контрконцепции: здесь покидается улица с односторонним движением в коммуникативной структуре – пациент—тера­певт.

В межличностных отношениях, так же как и в переживаниях и душевной переработке, при сопоставлении притч начинаются процессы, которые мы описы­ваем как «функции» этих историй: функция зеркала, функция модели, медиаторная функция, функция депо, истории как носители традиций, как межкультурные посредники, как помощь в регрессии, как контрконцепции, как побуждение к изменению точки зрения. Притчи применяются в позитивной терапии не произ­вольно, а целенаправленно в рамках пятиэтапного лечения.

Пять ступеней позитивной психотерапии – предыдущая | следующая – Терапевтические акценты

Психосоматика и позитивная психотерапия

Яндекс.Метрика