Из психофизического параллелизма Вундта вышел известный представитель русской психологии Г. И. Челпанов, основавший в Москве Институт психологии, который по своему лабораторному оснащению и по составу сотрудников, без сомнения, занимал первое место среди институтов того времени. Также и книга Г. И. Челпанова «Введение в экспериментальную психологию» (1915) свидетельствует об исключительной опытности в работе с экспериментальными методами. Основной теоретической концепцией Челпанова была теория «эмпирического параллелизма». Интроспективный метод был для него единственным источником познания психических явлений», в то время как эксперимент он рассматривал в качестве вспомогательного метода. Не удивительно, что за свои взгляды он подвергался критике, особенно со стороны Н. Н. Ланге и В. М. Бехтерева.
Историки русской психологии обычно в качестве типичных представителей советской психологии в период перехода на прочные позиции марксизма-ленинизма приводят два имени: П. П. Блонского (умер в 1941 году) и К. Н. Корнилова.
Уже в 1920 году П. П. Блонский провозгласил, что научная психология ориентируется на марксизм. В своих ранних работах он пропагандирует объективную психологию и в согласии с бихевиористами видит ее в психологии поведения. Но в отличие от них он оценил общественные факторы (на эти позиции необихевиористы перешли позднее), развивающиеся в зависимости от времени, генетически и исторически направленного, – поведение понимается как «историческое поведение». Несколько позднее эта мысль полностью зазвучала в работах Л. С. Выготского, в его теории высших психических функций. Он опирался в основном на представление опосредованности психической деятельности человека – на использование знаков (слов, чисел и т. п.) и на мысль об интериоризации. Общий «генетический закон культурного развития» Л. С. Выготский понимает так, что «каждая психическая функция обязательно в своем развитии проходит высшую стадию, поскольку она первоначально является социальной функцией».
Эту мысль об исторической концепции психической деятельности человека далее разработал и А. Н. Леонтьев с сотрудниками.
К. Н. Корнилов примерно в 1923 году (1 Всероссийский съезд психоневрологов) подчеркивал необходимость применения и разработки в психологии двух марксистских методологических принципов: материализма и детерминизма, хотя еще не применял с успехом диалектического метода. Острая полемика его с Челпановым и отчетливое признавание марксистских позиций (хотя и с недостатками) привели к тому, что К. Н. Корнилову было поручено руководство Московским институтом психологии, ранее руководимым Г. И. Челпановым, в котором затем постепенно сосредоточился ряд таких известных психологов, как Н. Ф. Добрынин, А. Н. Леонтьев, А. П. Лурия и др. К. Н. Корнилов на пути к марксистской психологии создал реактологию, которая понимала психологию как науку о поведении живых существ (включая сюда и человека). Название «реактология» было взято К. Н. Корниловым из понимания реакции как ответа организма (даже и одноклеточного) на импульсы среды в качестве единого целого. Он изучал скорость, интенсивность и форму течения реакций и вместе со своими сотрудниками, без сомнения, получил много ценных данных.
В реактологии, главные принципы которой К. Н. Корнилов сформулировал в книге «Учение о реакциях» (1921), отчетливо заметна попытка связать субъективную психологию с объективными методами бихевиоризма и рефлексологии. Однако «реактологическая дискуссия» в начале 30-х годов привела в конце концов к отказу от понятия реактология. Особенно остро здесь выступило несоответствие между прокламационной общественной программой (перестройка психологии в пользу социалистического строительства) и значительно меньшими возможностями ограниченной научной программы.
Другим направлением, которое по времени предшествовало реактологии и своего наивысшего расцвета достигло в 1920 году, была рефлексология.
Основоположник рефлексологии В. М. Бехтерев (умер в 1927 году) некоторые ее принципы изложил в «Обьективной психологии» (1904), но как особая «биосоциальная наука» она была отчетливо сформулирована только в книге «Общие основы рефлексологии» (1926). Предметом исследования явились рефлексы, происходящие при участии мозга. В. М. Бехтерев широко использовал результаты своих неврологических исследований (особенно исследований защитных рефлексов), но допустил ту же ошибку, что и некоторые другие психологи. Исходя из теории Павлова о высшей нервной деятельности, он разработал психологию как «психологию без психики», игнорировал сознание и впадал в «отраженную ошибку субъективной психологии» – в механический материализм. Новая советская психология плодотворно используя результаты Сеченова, Бехтерева и Павлова, избегает ошибочных интерпретаций психической жизни. И рефлексология после первых больших первоначальных успехов (например, в 1927 году изучение психологии в высшей школе было заменено рефлексологией) была вынуждена признать невозможность справиться только при помощи механического мировоззрения с объяснением гораздо более сложных и качественно отличных психических процессов.