canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Реабилитация направлена на улучшение здоровья пациента. Оптимизировать жизнь больного, сделать ее более содержательной, полноценной - это основные задачи реабилитации.

Введение (продолжение)

Стремление к большему вниманию к личности в психологии вообще и в медицинской психологии в частности тесно связано с целостным подходом (личность, как известно, неделима), приобретающим сейчас новое направление в связи с развитием уже упоминавшегося системного подхода в различных областях знаний [Анохин П. К-, 1971; Ломов Б. Ф., 1976; Кузьмин В. П., 1980; Берталанфи Л., 1976].

Одним из важнейших путей применения системного подхода к современным проблемам научной медицины и практики здра­воохранения является концепция реабилитации больных. Реа­билитация ставит своей целью не только восстановление (со­хранение) здоровья, но и восстановление (сохранение) личного и социального статуса больного человека. Концепция реабили­тации не может быть представлена без выраженного психоло­гического «стержня», без обращения (апелляции) в процессе различных    усилий,   воздействий   и   мероприятий   к   личности больного [Кабанов М. М., 1978]. Раньше медицина ставила своей основной целью спасение и продление жизни человека, избавление его от болезни. Теперь у нее есть и другая задача — оптимизировать жизнь больного, сделать ее более содержа­тельной, полноценной («прибавить не столько годы к жизни, сколько жизнь к годам»). И в этом трудном деле медицине способствует концепция реабилитации с ее сложными психо­логическими и социально-психологическими аспектами. По­этому становится очевидной значимость медицинского психо­лога в разработке системы лечебно-восстановительных (реаби­литационных) мероприятий. Медицинские психологи могут иметь разную направленность в своей профессиональной дея­тельности. Одни могут быть более подготовлены к психодиаг­ностической, другие — к психокоррекционной работе. Снова под­черкнем, что еще до их дальнейшей специализации и те, и дру­гие должны иметь общее представление и о психодиагностике, и о психокоррекции, и о некоторых областях медицины, в кото­рых они работают. Трудно представить себе врача, окончив­шего медицинский институт, познания которого были бы огра­ничены лишь диагностикой, без изучения вопросов лечения больных. Хотя, разумеется, в дальнейшем врач может специа­лизироваться преимущественно в области диагностики, как, например, врач-лаборант или врач кабинета функциональной диагностики. Еще более нелепо представить себе врача, знаю­щего только те или иные лечебные приемы, но игнорирующего диагностику. Также и медицинский психолог, получая общую подготовку по своей будущей специальности, должен быть во­оружен как диагностическими, так и лечебно-коррекционными познаниями (у нас же пока делается в университетах явный крен в сторону психодиагностики)[1].

В этой коллективной монографии представлено несколько разделов, ставящих задачу рассказать врачу и психологу о ме­тодах психологической диагностики и психологической коррек­ции, наиболее распространенных в настоящее время в психиат­рической и отчасти в неврологической и нейрохирургической клиниках. Эти же методики могут быть применены и в других областях клинической медицины. У нас в стране они с успехом используются, например, в Кардиологическом и Онкологиче­ском научных центрах Академии медицинских наук СССР.

Следует отметить, что применение психологических тестов в клинике сдерживалось и теперь еще сдерживается узкобиологизаторски ориентированными медиками из опасения психо­логизации клинических явлений. Однако односторонней психо­логизации не может быть там, где учитывается многофакторная природа болезней, в развитии которых участвует психологиче­ский компонент, играющий в одних случаях большую (при нев­розах), в других меньшую (например, при инфекциях, физиче­ских травмах) роль.

В I главе монографии, написанной А. Е. Личко — руководи­телем отдела медицинской психологии Института им. В. М.Бех­терева, кратко излагаются основные задачи психологической диагностики в клинической медицине. Упор делается, согласно традиции школы В. М. Бехтерева — А. Ф. Лазурского — В. Н. Мясищева, на исследование системы актуальных личност­ных отношений больного, его взаимоотношений с окружающей психологической средой. Кратко говорится о таких общеприня­тых методах психологического исследования, как анамнез, бе­седа и наблюдение. Дается общая оценка стандартизирован­ным и нестандартизированным методам психологической диаг­ностики.

Во II главе излагаются основные принципы и методы пси­хологического исследования «внутренней картины болезни» (В. М. Смирнов и Т. Н. Резникова). Правильная оценка вра­чом и психологом внутренней картины болезни в динамике с ее моделями ожидаемого и получаемого результата лечения, коррекция этих моделей являются важными факторами психо­терапевтической и лечебно-восстановительной (реабилитацион­ной) работы, причем следует отметить, что внутренняя картина болезни пациента нередко имеет как бы своего двойника (часто искаженного) среди лиц, его окружающих: прежде всего членов семьи и других близких людей. Проблема внутренней картины болезни (недопустимо отодвинутая на задний план медицины), ее психологические и психосоциальные аспекты должны служить предметом дальнейших разносторонних и уг­лубленных исследований.

__________________________

[1] Было время в 50-х годах, когда вопрос об участии психологов в диаг ностике также ставился под сомнение, как сейчас еще зачастую вызывают возражения их возможности заниматься психокоррекцией.

терапия средой – предыдущая | следующая – опросники

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание

Яндекс.Метрика