Возвращаясь к концепции Пиаже, напомним, что по его мнению, усвоение языка подготавливается развитием сенсомоторного интеллекта, которое проходит несколько стадий. Язык возникает на базе символической функции, но является лишь ее частным случаем, т. е. мышление и речь имеют генетически различные корни и до определенного момента развиваются самостоятельно, хотя с возраста примерно двух лет мышление ребенка и начинает опосредоваться знаками языка. Выше мы проследили, как, по мнению Пиаже, сенсомоторный интеллект подготовил возникновение семиотической функции, на базе которой возник язык. Но каково же соотношение языка и мышления на более поздних стадиях развития ребенка? Является ли язык единственным источником логического мышления?
Первая стадия развития логического интеллекта, по Пиаже,— это стадия конкретных операций (от 7—8 до И лет). Проблема соотношения языка и мышления в связи с этими конкретными операциями может быть поставлена следующим образом: «Является ли язык единственным источником классификаций и сериаций[1], которые характеризуют форму мышления, связанную с этими операциями, или, напротив, эти последние относительно независимы от языка?» [Piaget 1954, 54]. На основе изучения операций у ребенка Пиаже отвечает на этот вопрос следующим образом: операции, имеющие место на данном уровне развития интеллекта, прежде чем становятся операциями мышления, являются собственно действиями. Прежде чем научиться объединять или диссоциировать относительно общие и абстрактные классы объектов, ребенок в состоянии классифицировать лишь наборы объектов, находящихся непосредственно в его перцептивном поле, причем объединять и диссоциировать объекты ребенок начинает через манипуляцию с ними. И эта способность предшествует осуществлению подобных операций на основе языка. «Таким образом,— пишет Пиаже – операции диссоциации, объединения и т. п. есть координация между действиями, прежде чем они смогут быть трансформированы в вербальную форму, и язык не является причиной их формирования, язык бесконечно расширяет их власть и придает им и общность, и подвижность, которых они не имели без него, но он не является источником этих операций» [Там же, 55].
На стадии формальных операций и пропозициональной логики (от И —12 до 14—15 лет) завершается генезис интеллекта. Вопрос о соотношении языка и мышления на этом этапе ставится Пиаже следующим образом: язык ли делает возможным возникновение операций комбинаторики или же эти операции возникают независимо от языка? Данные генетической психологии, и в частности исследования Б. Инельдер [Inhelder 1951], свидетельствуют о том, что именно возникновение комбинаторных операций позволяет привести вербальные классификации в соответствие системе общих связей, которая конституирует пропозициональные операции. Исследование же другого аспекта пропозициональной логики — группы четырех коммутативных операций (импликация, инверсия, соответствие, корреляция)— показывает скорее, по словам Пиаже, «взаимосвязь между лингвистическими механизмами и лежащими в их основе операциональными механизмами, чем преобладание лингвистического фактора. Инверсия и соответствие уходят своими корнями в слои, предшествующие самой символической функции и имеющие чисто сенсомоторную природу» [Piaget 1954, 59].
Делая вывод о соотношении языка и мышления на разных этапах развития ребенка, Пиаже пишет: «Язык, таким образом, есть необходимое, но недостаточное условие построения логических операций. Он необходим, поскольку без символической системы выражения, которой является язык, операции остались бы в состоянии последовательных действий и никогда не смогли бы интегрироваться в симультанные системы. Без языка, с другой стороны, операции остались бы индивидуальными… Именно в этом двойном смысле: символического сжатия и социального регулирования — язык необходим для выработки мышления. Между языком и мышлением, таким образом, существует следующий генетический круг: один из двух терминов необходимо опирается на другой в согласованном формировании и беспрерывном обоюдном действии. Но оба зависят в конце концов от интеллекта, который предшествует языку и не зависит от него» [Там же].
Таким образом, неоспоримой заслугой Пиаже является то, что он подробнейшим образом и на экспериментальной основе исследовал проблему взаимоотношения языка и мышления в онтогенезе, вскрыл генетические корни и того и другого и не только продемонстрировал ход их взаимного развития, но и вскрыл их зависимость от развития интеллекта. И если Выготский лишь указывает на тот факт, что ребенок открывает для себя в возрасте двух лет символическую функцию, то Пиаже вскрывает природу этой функции, а также демонстрирует нам ее образование на базе развития сенсомоторного интеллекта. Далее, если Выготский указывает на то, что до возникновения символической функции речь и мышление развиваются независимо друг от друга и лишь затем линии их развития сливаются, мышление становится речевым, а речь — интеллектуальной, хотя и после этого значительная часть мышления не имеет прямого отношения к речевому мышлению и не все виды речевой активности относятся к речевому мышлению, то Пиаже на основе множества экспериментов демонстрирует нам, каково соотношение языка и мышления в тот момент, когда начинается усвоение языка, в период усвоения конкретных логических операций и в период усвоения формальных или интерпропозициональных операций.
Однако следует сразу отметить, что исследуемые Пиаже психические структуры интеллекта, те законы, которые управляют ими, рассматриваются им как явления индивидуальной психики. Семиотическая функция, по Пиаже, возникает в индивидуальной истории на долингвистическом уровне и лишь затем социализируется через знаки языка. И здесь, на наш взгляд, Пиаже делает шаг назад по сравнению с позицией Выготского, для которого развитие мышления в онтогенезе есть процесс овладения ребенком системой общественно-исторически выработанных знаний, зафиксированных в значениях слов, который происходит лишь в ходе общения ребенка с окружающими его взрослыми (Эта мысль Выготского была развита в трудах А. Валлона [Wallon 1945; Валлон 1956].) И в этом мы усматриваем основной дефект концепции Пиаже и коренное отличие ее от концепции психического развития ребенка, принадлежащей А. Валлону.
1 Под сериацией понимается объединение асимметричных транзитивных отношении в систему.
Дискуссия – предыдущая | следующая – Концепция А.Валлона