canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Реализация функции отторжения Другого. Тактики терапевтического общения при реализации функции отторжения Другого.

Тактики психотерапевтического общения (продолжение)

5.3. Разработка тактик психотерапии с учетом форм и функций Грандиозного Я

Как показал качественный анализ текстов-транскриптов психотерапевтических сессий, необходимое для заклю­чения «рабочего альянса» укоренение пациента с патологи­ческим нарциссизмом в психотерапии происходит при ус­ловии поддержки психотерапевтом манипулятивных усилий Грандиозного Я и эмоционального отклика на его специ­фические нужды. В то время как Неполноценное Я пациента обращается за поддержкой к психотерапевту как всемогущему Другому, Грандиозное Я пациента обращается с пси­хотерапевтом как объектом всемогущего контроля. В зависи­мости от того, какую из своих функций реализует Грандиоз­ное Я пациента — отторжения, разрушения, поддержки, внушения восхищения — психотерапевт все больше ощу­щает себя «абсолютным ничтожеством», «мальчиком для битья» или «мусорным ведром», «беспомощным существом», «зеркалом успехов». Во всех случаях психотерапевт все боль­ше ощущает себя неполноценным. «Испытание неполноцен­ностью» является серьезным испытанием профессионализ­ма психотерапевта; способность психотерапевта оставаться «в рамках образа» Неполноценного Другого во много опре­деляет судьбу будущих отношений контакта. В случае «выхода из образа» психотерапевт выглядит до такой степени угро­жающим всемогуществу Грандиозного Я пациента, что тот спасается бегством, вынужденный расстаться с надеждой на получение помощи. Только если психотерапевт владеет адекватными способами обращения с тотальной амбивалентностью пациента, страдающего тяжелой личностной пато­логией, он может профессионально облегчить его «укоре­нение» в ситуации принятия помощи. Первое, в чем необ­ходимо помочь пациенту с расщепленным образом Я — это помочь ему «удержаться» в психотерапии, ни в коем случае не удерживая его насильственно (последнее на сегодняш­ний день недопустимо не только этически, но и юридичес­ки). Оснащенность психотерапевта приемами неконфронтирующего взаимодействия с Грандиозным Я «потенциального пациента» во многом способствует принятию последним ответственного решения о прохождении психотерапии, ко­торое само по себе есть шаг к исцелению.

Тактики психотерапевтического общения с Богоподобно- Грандиозным Я, реализующим функцию отторжения Другого

Во взаимодействии с Богоподобно-Грандиозным Я, реа­лизующим функцию отторжения Другого, психотерапевту следует оставаться толерантным к ощущению себя как ничто­жества, «контейниировать» (термин В.Биона) чувства оби­ды и отвергнутости. Психотерапевт принимает на бережное хранение отторгаемую пациентом «неполноценность», пре­доставляет ему шанс убедиться в принципиальной возмож­ности контроля чувств обиды и отвергнутое. Поскольку пациент максимально отдаляется от психотерапевта, пыта­ется сформировать отношения изоляции, важно обеспечить ему полную свободу выбора оптимальной психологической дистанции. Не нарушая заданной дистанции, в то же время следует предложить пациенту психотерапевтическую альтер­нативу полной изоляции. Представляется, что такой психо­терапевтической альтернативой может стать относительно безопасное для пациента общение в пространстве «если бы». Фантазийное пространство «если бы» хорошо знакомо пси­хотерапевтам гуманистической ориентации. Находящиеся там психотерапевтические ресурсы незаслуженно остаются без должного внимания со стороны психотерапевтов психоди­намической ориентации. Психодинамически-ориентирован­ную психотерапию во многом можно считать «аллопатичес­кой». Для «как бы личности» (Э.Дейч), чья способность к тестированию реальности значительно ослаблена, рекомен­дуется психотерапия, нацеленная на освоение принципа реальности в условиях соответствующей поддержки. Психо­терапию, нацеленную на использование целительного по­тенциала нереалистических фантазий, можно считать «го­меопатической». На наш взгляд, «гомеопатическая» по сво­ей сути психотерапия легко преодолевает то сопротивление изменению, с которым сталкивается «аллопатическая». Спо­собность к тестированию реальности усиливается не вопре­ки, а благодаря фантазиям, «в малых дозах» рекомендуемых психотерапевтом. Фантазия о возможности понимания яв­ляется первым шагом к реальному общению с Другим для пациента, чье Богоподобно-Грандиозное Я реализует функ­цию отторжения Другого. При наличии минимального доверия со стороны пациента, крайне скептически относя­щегося к возможностям быть понятым Другим, психотера­певт может предложить ему пофантазировать в следующем направлении: «Если бы мы обладали фантастической спо­собностью к пониманию друг друга, чем бы Вы тогда хотели со мной поделиться?» Для пациента, развивающего фанта­зии о Богоподобности (термин А.Адлера), «пространство людей» настолько небезопасно, что любые попытки психо­терапевтического общения на этой территории обречены на неудачу. Создавая вместе с пациентом фантазийное простран­ство «если бы» и даже там запрашивая разрешения на то, чтобы приблизиться, психотерапевт руководствуется надеж­дой, что по мере накопления реально пережитого, пусть и на «нереальной территории, где понимание возможно», опыта разделенных чувств, пациент начнет верить в воз­можность эмоционально-отзывчивого отношения со стороны Другого и все меньше нуждаться в изоляции. Искусственно создаваемое фантазийное пространство «если бы» необхо­димо как переходное; в противном случае пациент нахо­дится под угрозой слишком быстрого попадания из «солип­сического вакуума» пространства фантазий в реальность, перенасыщенную «кислородом взаимоотношений», внача­ле столь же непригодную для естественного дыхания.

Таким образом, тактика психотерапевтического общения с пациентом, чье Богоподобно-Грандиозное Я реализует функцию отторжения Другого, заключается в одновремен­ном принятии норм (точнее, запретов) общения на терри­тории реальных отношений и предложении новых норм об­щения («не изоляция, а совместность») на территории фан­тазий. Тем самым обеспечивается необходимый пациенту уровень безопасности для того, чтобы стал возможным пер­вый шаг к эмоциональной близости с Другим.

Другие формы Грандиозного Я – предыдущая | следующая – Агрессия нарциссического пациента

Психология нарциссизма. Содержание

Яндекс.Метрика