Тематика быстро преходящих и затяжных кризов концентрируется в новой ориентации пубертатного и подросткового возраста вокруг взаимодействия проблем интеграции генитальной сексуальности (сексуальные кризы), поиска себя и осознания своей общественной роли (кризы идентификации), высвобождения от влияния авторитетов своего детства и обретения новых связей, соответствующих реальности (кризы авторитета).
Освоение этик задач во время нормального пубертатного и подросткового кризов редко происходит совершенно гладко и без помех. Амбивалентность, эмоциональная лабильность, колебания настроения (от безоблачной радости до смертельной тоски), переживание одиночества, порывы агрессивности, уныние и упадок духа, острая потребность в любви, состояние напряженности между надеждой и сомнением придают пубертатным кризам особую окраску и специфическую динамику.
При определенном различии между нормальными кризами развития и патологическими кризами в собственном смысле выясняется, что психопатологические расстройства в пубертатном и подростковом возрасте встречаются реже, чем в другие периоды жизни.
Сексуальные кризы и сексуальные неврозы.
Сексуальные кризы и сексуальные неврозы в пубертатном и подростковом возрасте проявляются в форме «беспокойства от онанизмта» , т.е. в резко выраженном чувстве вины в связи с онанизмом и вообще в связи со своими сексуальными желаниями. Иногда наблюдается такая форма, как эксцессивный онанизм, т. e. появление навязчивых, чуждых личности, возросших по частоте эпизодов мастурбационной активности, или появление чувства неуверенности в отношении направленности собственных влечений. B качестве реакции против сексуальных импульсов возможным проявлением является пубертатный аскетизм с его навязчивыми и/или сверхценными чертами и т. д. Неуверенность вследствие еще не интегрированных влечений и желаний приводит порой к выраженной застенчивости, которая y неуверенных в себе, легко ранимыx, склонных к гиперморализации подростков подчас после постыдного переживания или публичной унижающей критики доходит до сенситивной переработки или страха покраснеть (эритрофобии) или даже до подлинного сенситивного бреда отношения (ситуационные идеи отношения у астенических сверхчувствительных личностей).
C другой стороны, в настоящее время весьма часто наблюдаются случаи, когда у молодых мужчин, переживших заброшенность, изоляцию, это нарушение принимает форму сексуально-мотивированных актов агрессии, например изнасилования, или попытки изнасилования. Девушки, которые выросли в педагогически неудовлетворительных условиях, порой слишком рано вступают в сексуальные отношения, часто и быстро меняют партнеров.
У молодых девушек эпизоды инцеста с близким родственником (чаще всего с отцом) могут оказаться в причинной связи c запущенным сексуальным воспитанием. C другой стороны, они могут существенно ограничить способность к сексуальным переживаниям и/или участвовать в генезе аномального психического развития и психических расстройств (например, истерического поведения, часто сопровождаемого психогенными расстройствами сознания и/или другими психогенными приступами). Частота эпизодов инцеста в целом значительно больше, чем это принято считать. (Согласно американским и нидерландским исследованиям, почти 10 % опрошенных женщин были жертвами инцеста в детстве или отрочестве.) Только с помощью целенаправленной общественной работы по вопросам, связанным с сексуальным насилием в отношении детей, проводимой в последние годы, например, средствами массовой информации, удается постепенно получить более точное представление об объеме этой проблемы (в ФРГ отношение числа судебно подтвержденных случаев к числу реальных, но не доказанных, оценивается как 1:10).
B период созревания осознание гомофильных влечений может вызвать у подростка выраженное беспокойство, сомнения в себе. Это особенно наглядно в тех случаях, когда подросток растет в окружении, в котором гомосексуальная тема является запретной. Гомосексуальные действия, например в форме взаимного онанизма, встречаются у мальчиков, не будучи предвестником гомофильных наклонностей . B настоящее время такие формы не рассматриваются большинством специалистов и просвещенной частью общества как психические расстройства. Различные игровые роли переменного сексуального поведения манифестируют в большинстве случаев в пубертатном и подростковом возрасте. Однако они могут наступать в форме приступообразных преходящих стадий генитальной сексуальности (например, эксгибиционизм, вуаеризм и т. д.
Кризы идентификации.
Переживания деперсонализации и дереализации появляются в нашей культурной среде весьма часто. Они могут быть типичным выражением криза идентификации» и сигнализировать о преходящих трудностях у подростка в его попытках привести в равновесие одолевающие его влечения и возрастающую требовательность к себе с привходящими извне ожиданиями своей роли и вида деятельности. (B культурной среде, в которой собственная идентификация взрослого может быть найдена только путем «самовыражения», подростку преподносится однозначный образец, принятый в обществе как «сам собой разумеющийся».) При деперсонализации сознание «Я» внезапно преображается. Подросток, переживающий деперсонализации, осознает себя в чуждом мире, как будто он — это вовсе не он и им утрачена его жизненная суть и сама собой разумеющаяся понятность существования. Одновременно дереализуется окружающий мир и воспринимается, как отчужденный от себя. K изменениям в чувственных восприятиях могут присоединиться своеобразные искажения, например в восприятии перспективы или интенсивности цвета, шорохов, запахов и т. д. Дереализация у подростков выражается порой в форме переживаний Deja-vu или Jamais-vu. Переживания деперсонализации и дереализации могут быть выражены тенденцией бегства от мира, стремлением к одиночеству, которое воспринимается как нечто грандиозное. Психодинамически они могут быть следствием более или менее преходящих процессов расщепления, при которых из сознания «Я» уходит аффективная насыщенность. Поэтому подобные переживания часто связаны с «чувством бесчувственности» (отсутствием чувств). Переживания дереализации и отчуждения могут продолжаться и более длительное время и быть предвестниками или даже симптомами дебюта шизофрении. Серьезные кризы идентификации проявляются порой в процессе дисфорий, связанных с половой ролью, вследствие болезненно переживаемого противоречия между анатомическим полом, c одной стороны, и душевной идентичности принадлежности к другому полу (при транссексуализме). Замедление развития половых органов (например, эписпадия), эндокринно обусловленное замедление или ускорение развития. или иные отклонения, обусловленные процессами развития (например, слишком поздно распознанного пахового крипторхизма) могут способствовать значительной задержке осознания своей половой роли и чувства идентификации. Чисто психически обусловленные формы неуверенности в своей половой принадлежности (gender identity disorder) без выраженного транссексуализма в действительности встречаются значительно чаще, в частности у девочек, в тех культурах, в которых ожидание женской роли ведет к быстрой переориентировке. Депрессивные расстройства и колебания настроения, частые в пубертатном и подростковом периодах, проявляются в форме кризов идентификации, в частности потому, что чувство вины, сомнения в себе и уменьшение чувства «Я» создают угрозу идентификации своего «Я».
Суициды и попытки суицида.
Суициды и суицидальные попытки в нашей культуре являются особенно серьезными, хотя и неадекватными формами выражения стремления преодолеть трудности. Эти проявления наблюдаются при сложно протекающих пубертатных и подростковых кризах , чаще в возрасте между 15 и 19 годами. Так, в США уровень завершенных суицидов в этой возрастной группе в десять раз выше, чем у детей моложе 15 лет (что соответствует смертности 7,64 против 0,81 на 100 тыс. чел.).
B то время как в 1950 г. в ФРГ покончили с собой 848 подростков, юношей и молодых людей в возрасте от 15 до 25 лет и 32 ребенка, не достигших 15-летнего возраста, то в 1970 г. эти цифры достигли соответственно 1050 и 86 (что свидетельствует об удвоении числа самоубийств детей). Но если рассмотреть уровень ежегодных самоубийств по данным Федеральной статистической службы, то оказывается, что в период c 1968 по 1985 г. цифры самоубийств в возрастной группе моложе 15 лет постоянно колеблются, но не растут, в то время как в возрастной группе старше 15 лет отмечается отчетливая тенденция к росту. Истинная частота самоубийств в пубертатном и подростковом возрасте относительно невелика. Значительная часть попыток самоубийства совершается под влиянием импульсивных побуждений. Поэтому некоторое количество несчастных случаев в этой возрастной группе нельзя рассматривать, как следствие непосредственных суицидальных действий, хотя они и мотивируются в известной мере суицидальными намерениями. Неосознанные или недостаточно осознанные суицидальные тенденции могут играть определенную роль в развитии токсикомании , или в развитии конфликта, связанного с анорексией . Вследствие названных и иных оснований между уровнем учтенных суицидов и их истинной частотой существует, по-видимому, очень большой разрыв.
Конфликты авторитетов.
Конфликты авторитетов, реакции протеста и тяжелые кризы непризнания авторитетов в настоящее время, вследствие изменений структуры семьи («отсутствующий отец») и стиля воспитания, выражаются в противоречиях между подростком и матерью, его расхождениями с коллективом, более или менее анонимными внесемейными структурами и властями. При этом было бы, однако, упрощением сводить отдельные формы коллективного юношеского протеста во всех его политических, неполитических и асоциальных вариантах исключительно к интрапсихической лабильности в этот период жизни и при этом не учитывать общественные поводы — безработицу среди молодежи, давление школы и ее требований, неопределенность жизненной перспективы и др. C другой стороны, биологические процессы созревания в период пубертатного изменения инстинктов и, прежде всего, несинхронность процессов соматического и душевного созревания способны вызывать эмоциональную напряженность и противоречивость, которые выражаются в пубертатных реакциях протеста и агрессивной готовности и придают им насыщенную аффективную окраску. Наряду c «классическим» протестом против отца и многообразными формами выражения современных конфликтов с авторитетами встречается стремление к бродяжничеству, которое в пубертатном периоде и в подростковом возрасте достигает своей вершины. Часто оно является выражением юношеского протеста против родителей и воспитателей. B последние десятилетия обращает на себя внимание рост случаев бродяжничества среди девочек в пубертатном периоде, что нередко совпадает с сексуальной неуверенностью, началом лекарственной зависимости и/или проституцией. У мальчиков и в значительно меньшей мере у девочек в период бродяжничества, нередко под влиянием определенных субкультуральных факторов, дело может дойти до формирования или усиления асоциальных и/или криминальных форм поведения (воровство, нападения, акты насилия и т. д.) . Уход в религиозные и иные молодежные секты представляет собой стремление подростков и юношей к уходу из дома и отражает значительно возросшие в последние десятилетия формы социально-психологического протеста и защиты от нависшей опасности.
Вследствие практикуемых во многих молодежных сектах методик индоктринации и «промывания мозгов», к которым относится и принудительное отчуждение (отрыв) от семьи и Peer-groups, начальный протест против авторитетов переходит в слепое послушание и идеологическую, теологическую зависимость от харизматического главы секты и его представителей с соблюдением строжайшей иерархии. Предпринимаются попытки объяснить растущий успех этих молодежных сект появлением отдельных, еще не установленных социо-культуральных факторов. При этом такие явления, как социальная изоляция, аномия, неоправданные надежды на будущее, эмоциональное обеднение межличностных отношений могут быть одновременно и причиной, и следствием описанного процесса.
Частота. Лечение. Прогноз
Соответственно росту продолжительности и усложнению условий социализации и созревания нарастает и частота пубертатных и подростковых кризов, их продолжительность и интенсивность, многообразие проявлений. Для разрешения этих кризов важны, наряду c процессом развития идентификации, эмоциональная толерантность и терпимость членов семьи и самого подростка, а также многие другие факторы биологического созревания и социальных влияний, которые в каждом конкретном случае нуждаются в возможно более полном выяснении. Наряду с индивидуальными консультациями необходимы просветительская работа c родителями подростка, а в более тяжелых случаях важна семейная терапия (самопомощь и помощь в преодолении реальных трудностей).
Психические расстройства при органических поражениях головного мозга в детском и подростковом возрасте. – предыдущая | следующая – Социальная запущенность и заброшенность детей и подростков.
ПСИХИАТРИЯ. ПСИХОСОМАТИКА. ПСИХОТЕРАПИЯ. Оглавление.