Яндекс.Метрика

III. Больной и медицинская среда (продолжение)

4. Психология родственников и посетителей больных

Психология родственников бывает обусловлена их личностью, сформи­рованной прежней жизнью и актуальным отношением к больному, т. е. теми интересами, которые он преследует в отношении к больному.

Интерес большинства родственников обычно сосредоточивается на том чтобы способствовать как можно более быстрому выздоровлению больного. Родственники часто бывают больше обеспокоены его боле­знью чем сам больной. В регулярном режиме больницы большинство больных принимают на себя определенные роли: поддержать и обно­вить основные жизненные силы, перенести боль, удовлетворить основ­ные потребности, такие, как питание и выделение. Если они доверяют врачу, то у них возникает ощущение, что больше того, что было сказано, сделать уже невозможно. Однако родственники часто бывают обеспоко­ены всевозможными разговорами, проблематичными сведениями как о болезни так и о медицинском персонале, об уровне медицинского учреждения, в котором находится их больной и стараются что-нибудь предпринять в пользу больного. Если принять во внимание, что как больной, так и его родственники могут переживать ситуацию или спокойно, или испуганно, то наименее желательной комбинацией будет следующая: напуганный больной + напуганный родственник. При такой комбинации врач и персонал у соматического больного потратят больше времени на разговоры и психотерапевтическое влияние на больного и его родственников, чем на оказание самой медицинской помощи. Усиленное «давление родственников» на врача, независимо от того, идет ли речь о проявлениях заботы или недоверия, нередко объясняется «нечистой» совестью родственников, оправданным или неоправданным чув­ством, что они что-то недосмотрели и теперь стараются это дополнительно и подчеркнуто демонстративно возместить.

В стремлении помочь больному родственники действуют более или менее приемлемым способом. Подходящим образом ведут себя те, кото­рые посещают больного так часто, как это позволяет состояние его здоровья, не приносят ему ничего из того, что не разрешает медицинский персонал, например, еду, напитки, одежду, лекарства, не говорят с ним излишне много о его болезни и расстройствах, пытаются его отвлечь приятным и интересным разговором. С врачом они разговаривают коротко и по существу; если они бывают чем-нибудь недовольны или нуждаются в каком-нибудь объяснении, то обращаются к врачу или к его начальству, а не беспокоят больного своими сомнениями и предположе­ниями.

Но старания родственников, даже при добрых намерениях (особен­но это относится к сверхзаботливым родителям больных) ведут иногда к развитию неправильных отношений. Ведомые чрезмерной любовью и заботливостью, не обращая ни на что внимания, они не придержива­ются времени, выделенного для посетителей, демонстративно проявля­ют свое недовольство, приносят больному множество продуктов, кото­рые больной не успевает съесть, что родственники расценивают как особенно беспокоящий их симптом заболевания. Иногда напуганные родст­венники «проецируются» в ситуацию больного. Например, они сами бо­ятся операции и поэтому полагают, что «пациент операцию не перенесет». Тайно они приносят больному лекарства, о которых им стало известно, что они определенно лучше тех, которые назначил врач. Они разбирают с больным признаки заболевания, сообщают ему о дальней­ших симптомах, которые должны были бы, по их мнению, еще про­явиться при этой болезни. Иногда родственники пытаются ускорить выздоровление больного различными вмешательствами. Это в общем мож­но понять, если состояние больного бывает тяжелым. Но тяжесть состо­яния у каждого ответственного медицинского работника усиливает стремление как можно эффективнее помочь больному, а чужие ходатайства и вмешательства его только отрывает от работы, а иногда, если они ве­дутся с высоких позиций начальственным способом, и отбивают охоту помогать. Но количество вмешательств далеко не соответствует тяжести заболевания. Если врач ежедневно по поводу больного получает несколько вопросов и советов, лично или по телефону, уместно припомнить, что он уже имел несколько подобных разговоров и было бы лучше, если бы он это время потратил на больного.

Бестактные посетители начинают разговор с больным удивленным возгласом: «Как ты плохо выглядишь, что с тобой, что здесь с тобой делают?!» Приятельницы утяжеляют состояние больной сообщениями об интригах и конфликтах, происходящих в среде, где больная жила до поступления в больницу.

«Посетители с места работы» без согласования с врачом засыпают больного проблемами и даже заданиями, касающимися его работы. Такое посещение может оказаться благоприятным в тот период, когда состояние больного существенно и надежно улучшается, приход сотрудников помогает возвращать больного к жизни, усиливает его уверенность и сознание собственного достоинства, он себя чувствует нужным и начинает радоваться предстоящему возвращению на работу.

Если врач замечает, что состояние больного после визита посетителей регулярно ухудшается, то он должен поинтересоваться, как больной перенес посещение, ждет ли с радостью следующего свидания. Если необходимо, врач регулирует посещения так, чтобы они неприятно не утомляли больного.

забота – предыдущая | следующая – родственники больного