Психастенический тип. В детстве, наряду с некоторой робостью и пугливостью, рано проявляются моторная неловкость, склонность к рассуждательству и не по возрасту «интеллектуальные» интересы. Иногда же в детском возрасте возникают фобии — боязнь незнакомых людей и новых предметов, темноты, страх остаться за запертой дверью.
Критическим периодом, когда психастенические черты начинают развертываться, бывает обучение в первых классах школы — в эти годы безмятежное детство сменяется требованиями к чувству ответственности. Необходимость отвечать не только за себя, но и за других представляет одну из самых трудных задач для психастенической натуры.
В пубертатном периоде резких обострений психастении обычно не бывает. Срывы могут наступать в моменты предъявления особенно высоких требований к чувству ответственности (например, во время экзаменов).
Главными чертами психастенического типа являются нерешительность, склонность к бесконечным рассуждениям, тревожная мнительность в виде опасений за будущее — свое и своих близких, любовь к самоанализу, самокопанию и легкость возникновения навязчивых опасений, действий, ритуалов, представлений, мыслей. Опасения адресуются к возможному, даже маловероятному в будущем: как бы не случилось чего-нибудь ужасного и непоправимого с ними самими или с теми близкими, к которым они обнаруживают чрезвычайно сильную привязанность. Невзгоды уже случившиеся пугают их гораздо меньше. Мальчикам бывает особенно свойственна тревога за мать: как бы она не заболела и не умерла, не попала бы под транспорт и т. п. Если мать опаздывает, где-то без предупреждения задержалась, такой подросток не находит себе места.
Психологической защитой от постоянной тревоги за будущее становятся придуманные приметы и ритуалы. Например, выходя из дома, переступать порог только левой ногой, на контрольные и экзамены надевать только одну и ту же «счастливую» рубашку. Другой формой защиты являются педантизм и формализм, которые питаются мыслью, что если все заранее предусмотреть и не уклоняться от намеченного плана, то ничего плохого не случится.
Нерешительность особенно видна в долгих и мучительных колебаниях, когда надо сделать самостоятельный выбор. Однако уже принятое решение должно быть немедленно исполнено, при этом обнаруживается поразительная нетерпеливость — ждать и откладывать становится очень тяжело.
У психастенических подростков приходится видеть реакцию гиперкомпенсации в отношении своей нерешительности и неуверенности. Она проявляется неожиданными самоуверенными и безапелляционными высказываниями, утрированной решимостью и скоропалительностью действий в моменты, когда как раз требуются осмотрительность и неторопливая осторожность. Поститающие в таких случаях неудачи еще более усиливают неуверенность в себе.
Физическое развитие обычно оставляет желать лучшего: мускулатура довольно слаба. Все ручные навыки и занятия спортом даются плохо. Исключение составляют лишь те его виды, где нагрузка падает на ноги (бег, прыжки, лыжи, велосипед). Здесь иногда достигаются неплохие результаты.
Подростковая реакция эмансипации выражена слабо и нередко заслонена патологической привязанностью к кому-нибудь из близких. Тяга к сверстникам проявляется в робких формах.
Среди увлечений господствуют интеллектуально-эстетические хобби — особенно привлекает изучение какой-либо области знаний. Ю. А. Скроцкий (1978) отметил, что психастенические подростки долго сами себя подготовляют к какому-либо занятию, бесконечно примеряются, пробуют свои возможности, успокаивая себя тем, что еще только собираются что-либо узнать или за что-либо приняться.
Сексуальное развитие зачастую опережает общее физическое. Интенсивный онанизм может становиться источником самоугрызений, самонаказаний и символических запретов.
Подростковые нарушения поведения (делинквентность, побеги из дома, алкоголизация) психастеническим подросткам не присущи.
Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда отличается правильностью и полнотой. Могут находить у себя все, включая черты самых разных типов, причем совершенно несвойственные, например истерические.
Особенность динамики психастенического типа акцентуации заключается в том, что этот тип мало подвержен трансформации. В трудных ситуациях, предъявляющих повышенные требования к чувству ответственности, может развиться обсессивно-фобический невроз — один из вариантов невроза навязчивых состояний, где различные обсессии заслоняют стоящие за ними фобии [Личко А. Е,, 1976; Шевченко Ю. С., 1979].
Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности, когда взрослые перекладывают на детские плечи уход и надзор за малышами и беспомощными членами семьи, резко усиливает психастенические черты. Но «повышенная ответственность» может быть также связана со слишком большой надеждой родителей на выдающиеся успехи их чада в учебе, занятиях музыкой, фигурным катанием на коньках и т. п. Склонный к психастении подросток чутко улавливает эти высокие родительские экспектации и страшится их не оправдать, чтобы не утратить всей полноты родительской любви. Воспитание по типу доминирующей гиперпротекции, сочетающееся с постоянными и чрезмерными призывами к чувству ответственности, предусмотрительности, с запугиванием возможными неприятностями и невзгодами вследствие допущенных ошибок, также может привести к психопатическому развитию психастенического типа, иногда называемому обсессивным развитием [Сухарева Г. Е., 1959].
сенситивные подростки – предыдущая | следующая – шизоидные подростки
Подростковая психиатрия. Содержание.