тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Глава 10. Акалькулия. Нарушение и восстановление счета (продолжение)

Операции счета являются не менее сложными по своему психологическому строению. Сложность счетных операций обусловливается прежде всего наличием отвлеченных чисел, которыми человеку приходится оперировать. Степень сложности счетных операций связана с характером самой вычислительной операции. Так, процессы сложения и вычитания будут иметь разную психологическую структуру в зависимости от того, протекают ли эти операции в пределах десятка или с переходом через него. Операции в пределах десятка протекают готовыми числовыми группами. Операции же с переходом через десяток представляют собой сложную цепь промежуточных операций. Наибольшую сложность представляет операция вычитания. Эта сложность связана с пространственными представлениями, которые необходимы для установления направления отсчета. Наибольшая сложность процесса вычитания выступает в операциях с переходом через десяток (55 — 8 = ); здесь процесс вычитания состоит из нескольких пространственно ориентированных звеньев: а) 8 + 2 = 10; б) +2 — операция удержания в оперативной памяти числа, которое позже нужно будет прибавить к результату вычитания. Или: а) 8 = 5 + 3 — операция разложения вычитаемого на две составные части, где первой составляющей является разряд единиц уменьшаемого (5); б) 8 — 5 = 3;

в) 55 — 5 = 50; г) 50 — 3 = 47. Операции виг — последовательное вычитание составляющих вычитаемого: в) 55 — 10 = 45;

г) 45 + 2 = 47.

Операции сложения также обнаруживают определенную сложность структуры, особенно при сложении с переходом через десяток.

Не менее сложными являются операции умножения и деления. Умножение там, где оно выходит за пределы известной «таблицы умножения», автоматизированной в прошлом опыте, представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда последовательных операций. Наиболее трудным здесь является звено переосмысления, перешифровки операций сложения в операцию умножения. Оно, как и другие арифметические действия, требует прочного сохранения понимания разрядного строения числа, учета направления и последовательности расположения чисел, удержания в памяти полученных промежуточных результатов и т. д. Деление также является не менее сложным психологическим процессом: оно всегда является осознанным процессом и этим отличается от умножения, так как последнее может протекать автоматизировано в пределах усвоенной таблицы. Все процессы счета (арифметические действия): сложение, вычитание, умножение, деление — это сложные психические процессы, многозвенные и многоуровневые по своей структуре. Они требуют от субъекта четкого знания разрядного строения числа, умения расчленять число на составные части и осуществлять промежуточные операции, сохранения промежуточных результатов в оперативной памяти, и все это должно протекать на фоне устойчивости общей целостной программы арифметического действия, умения осуществлять контрольные арифметические операции и общий контроль за выполнением программы действия.

Пройдя сложный путь формирования и развития, понятие о числе у человека становится в высокой степени прочным и пластичным, а операции с числом — сокращенными и автоматизированными. Поэтому нейропсихологический метод исследования является одним из важнейших методов, с помощью которого можно изучить механизмы и структуру числа и счета.

Исходя из данных онтогенеза и истории числа и счета, нетрудно представить всю сложность психофизиологической структуры и мозговых основ этой сложной психической функции. Чтобы обеспечить этот процесс, функциональная система, лежащая в его основе, включает афферентаций с целого ряда анализаторных систем — зрительной, слуховой, пространственной, речедвигательной. А следовательно, счет может быть нарушен при поражении любого участка мозга левой гемисферы, а также височно-теменно-затылочных отделов правого полушария, принимая всякий раз иную форму, в зависимости от топики поражения или оттого фактора, который оказался нарушенным.

«Акалькулией» принято называть нарушения счета. Но термин «счет» имеет два значения. Во-первых, это собственно счет, или пересчитывание реальных предметов (объектов, явлений) с целью определения их количества (количественный счет) или порядка в числовом ряду (порядковый счет). Во-вторых, это выполнение четырех арифметических действий в устной или письменной форме. Эти действия называются счетными, или счислительными операциями. Исходя из вышеизложенного, мы будем понимать под акалькулией нарушение счета в обоих его значениях, т. е. нарушение счета и счетных операций. Нарушения счета могут носить характер специфической и неспецифической акалькулии.

Глава 10. Акалькулия. Нарушение и восстановление счета – предыдущая  | следующая –   10.2. Неспецифические формы нарушения счета (вторичная акалькулия). Методы восстановления

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.