Яндекс.Метрика

От авторов

ОТ АВТОРОВ

Возникшая на стыке двух наук — психологии и психиатрии — патопсихология в течение многих десятилетий развивалась как пограничная область знания, в центре внимания которой долгое время оставалась проблема нарушений психической деятельности у лиц с различными формами психических заболеваний: шизофрения, эпилепсия, диффузные органические поражения головного мозга, хронический алкоголизм и т.д. Результаты многолетних исследований в этой области нашли отражение в ряде фундаментальных монографий, учебников и учебных пособий (Б.В.Зейгарник, 1957, 1962, 1970, 1986; С.Я.Рубинштейн, 1970, 1978; В.Н.Мясищев, 1960; Б.Д.Карвасарский, 1982; Е.Т.Соколова, 1976, 1980, 1989; Б.С.Братусь, 1988; В.М.Блейхер, 1978; и др.). Казалось бы, можно считать, что в качестве университетской дисциплины, входящей в круг обязательных предметов при подготовке специалистов-психологов, патопсихология неплохо обеспечена учебной литературой.

Вместе с тем, долгие и тесные контакты с психиатрией, хотя они и были плодотворными на ранних этапах развития патопсихологии, привели к вынужденному “перекосу” в содержании тех исследований, которые выполнялись в области патопсихологии. Будучи изолированной от решения общемедицинских проблем и задач психологической практики, она почти не обращала внимания на изучение вопросов пограничной патологии. Единичные работы, имеющиеся в этой области, разрознены, недостаточно систематизированы, методологически неоднородны. Исключение составляют лишь работы школы В.Н.Мясищева, опирающиеся на концепцию психологии отношений. Вследствие этого клинические области, в наибольшей степени “приближенные” к психической норме, оказались без психологического обеспечения. Достаточно сказать, что подавляющее большинство классических работ Б.В.Зейгарник — одного из основоположников патопсихологии — совершенно не затрагивают проблем пограничной патологии.

Задача данного учебного пособия и состоит в том, чтобы восполнить существующий пробел. В центре внимания авторов оказываются многочисленные феномены изменения личности и самосознания больных с пограничной патологией и хроническими соматическими заболеваниями, никогда ранее не обсуждавшиеся столь подробно и систематично в учебных пособиях для высшей школы.

Предложенное вниманию читателя учебное пособие состоит из двух частей. Автором введения, посвященного обсуждению методологических проблем современной клинической психологией, является профессор Ю.Ф. Поляков.

Представленный в первой части материал, написанный Е.Т.Соколовой, относится к разработке фундаментальной проблемы психологии и патопсихологии, — проблемы самосознания (по выражению А.Н.Леонтьева, “вершинного образования” личности). В имеющихся учебниках и учебных пособиях не отыщется главы под таким названием — и не случайно, поскольку и в самой патопсихологии данная тематика представлена крайне немногочисленными и фрагментарными исследованиями отдельных параметров самооценки. Таким образом, психологические закономерности и механизмы процесса осознавания, интра- и интерпсихические условия, факторы его трансформаций ускользают от внимания исследователей. Студенты, обучающиеся клинической психологии, не всегда имеют доступ к соответствующим публикациям, что, естественно, не позволяет им получить систематизированное и целостное представление о месте проблемы самосознания в патопсихологической науке и затрудняет овладение как конкретными методами изучения его изменений в практике диагностической работы, так и методами психологической помощи, психотерапии.

В учебном пособии дается развернутое изложение теоретико-методологических положений Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Б.В.Зейгарник и ряда других исследователей, чьи воззрения оказали влияние на авторский подход к изучению самосознания: описаны методы его исследования в клинике пограничных расстройств. Спецификой данного подхода, в частности, является отход от узкого понимания клиники и соответственно — квалификации выявленных феноменов в терминах “патологии”, “аномалии” и т.п. Благодаря такому подходу в круг изучаемых явлений вновь попадает “психопатология обыденной жизни”, широко представленная феноменами “потери”, “краха”, “внутреннего землетрясения”, переживаемых сегодня нашим обществом (Е.Т.Соколова, 1987, 1991, 1994).

Представленный под таким углом зрения исследовательский материал позволит студентам познакомиться с наиболее универсальными стратегиями и способами практической работы с людьми, образно говоря, из разных “отделений клиники жизни” — с жертвами насилия, теми, кто испытывает проблемы в семейной жизни, и теми, кто страдает от полиморфных невротических симптомов, но удерживается пока на грани дезадаптации, и теми, чье состояние квалифицируется как болезненное, требующее совместной медикаментозной и психотерапевтической помощи.

Наряду с экспериментальными исследованиями по проблеме самосознания мы посчитали также уместным включить в текст учебного пособия анализ конкретного случая из психотерапевтической практики, иллюстрирующего разработанную нами стратегию психотерапевтической работы, что позволяет читателю соприкоснуться с живым человеческим страданием, а может быть, и узнать черты лично пережитого. Наш опыт многолетнего преподавания на факультете психологии и в иных аудиториях доказал уместность сопричастного личностно-пристрастного дидактического стиля при обучении такому специальному предмету как психотерапия, где параллельно профессиональному самосовершенствованию необходимы собственный личностный рост, осознавание и обогащение опыта личных переживаний.

Подбирая литературу к представленному в тексте материалу, мы стремились, помимо ориентации в узкой тематике глав, дать возможность студентам увидеть эту тематику в более широком теоретическом и исследовательском контексте.

Прекрасно отдавая себе отчет в необходимости доработки настоящего текста, а также и в том, что многие разделы патопсихологии не вошли в него, мы тем не менее полагаем, что в него вошли именно те проблемы, а также материалы конкретных исследований, без знания которых невозможна высокопрофессиональная работа современного психолога.

Вторая часть пособия, написанная В.В.Николаевой, посвящена проблемам личности больных с хроническими соматическими заболеваниями. Тяжелые соматические заболевания всегда сопровождаются воздействием соматогенных вредностей (интоксикации, гипоксии) на организм и мозг больного. Это приводит к изменению функционального состояния мозга и организма в целом и сопровождается общим падением энергетического потенциала деятельности, снижением операционального уровня ее выполнения. Следствием подобных изменений может стать обеднение и оскудение личности больного.

Дано теоретико-методологическое обоснование психологического подхода к изучению личности соматически больных, базирующееся на теоретических положения школы Выготского — Леонтьева — Зейгарник.

Существенно новым является предложенное в работе содержательное наполнение понятия “социальная ситуация развития”, рассматриваемая как возникающее в деятельности человека динамическое единство внешних, презентированных в образе мира субъекта и получивших благодаря тому качество субъективной значимости и пристрастности, условий развития, и внутренних предпосылок деятельности. Возникшая вследствие тяжелой хронической болезни дефицитарная социальная ситуация развития может привести к развертыванию ситуационно обусловленного кризиса развития, динамика которого зависит от особенностей сформированной в преморбиде иерархии мотивационной сферы и эффективности личностно-смысловой регуляции деятельности. В учебном пособии дана психологическая квалификация наблюдаемых в условиях хронического соматического заболевания личностных изменений, основными из которых являются общее сужение личностной направленности и сокращение временной перспективы. Основными показателями возникающих в условиях болезни изменений личности являются качество и динамика эмоциональной составляющей внутренней картины болезни.

Установлено, что закреплению мотивационных изменений способствует наличие в обществе устойчивых негативных социальных стереотипов в отношении больных-хроников.

Специальный раздел работы посвящен рассмотрению личностно-смысловой регуляции как особой формы внутренней активности субъекта, направленной на овладение собственной мотивационно-потребностной сферой с целью ее гармонизации. Описаны индивидуально-типические способы опосредствования, применяемые больными для изменения собственного психического состояния и снижения тем самым общей травматичности жизненной ситуации в условиях болезни. Дана характеристика более или менее эффективных средств личностно-смысловой регуляции. Описаны спонтанные способы преодоления критической ситуации болезни у детей с тяжелыми хроническими соматическими заболеваниями.

В пособии содержится также обоснование принципов психологической диагностики и коррекции выявленных нарушений. Предложена модификация ряда психодиагностических методик, адекватных задачам изучения личности больных с хроническими соматическими заболеваниями.

Учебное пособие адресовано студентам, изучающим психологию в вузах различного профиля: медицинских, педагогических, психологических, а также широкому кругу специалистов, деятельность которых направлена на оказание психологической помощи лицам с пограничными формами патологии (врачам, педагогам, психологам, социальным работникам, специалистам служб занятости и т.д.).

Авторы выражают искреннюю благодарность коллективу кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова за внимание к работе и доброжелательную поддержку всех начинаний авторов.

| следующая – Теоретико-методологические проблемы патопсихологии

Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях