canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Поведенческие показатели

Глава 4. Морфо- и функциогенез мозга. Поведенческие показатели.

4.2.4. Поведенческие показатели

Существуют нормативные данные, определяющие, в каком возрасте у ребенка формируются те или иные поведенческие навыки. Критери­ями оценки выступают показатели развития моторики, речи, воспри­ятия, самообслуживания, игры, мышления и др. Анализ нормативных данных показывает постепенный гетерохронный характер развития различных навыков, постепенное усложнение различных форм пове­дения, реализуемых ребенком (Скворцов И. А. и др., 2002). Генез пси­хических функций будет рассмотрен в следующей главе.

Для нормального психического развития в разные возрастные пе­риоды необходимо полноценное совместное функционирование раз­ных зон мозга, формирующее его интегративную активность. Необхо­димой ведущей предпосылкой для этого является морфологическая зрелость соответствующих отделов нервной системы.

«Формирование в онтогенезе системной деятельности мозга опреде­ляется как структурным созреванием областей коры, в особенности ее переднецентральных отделов, так и организацией функциональ­ных связей. Структурное созревание корковых областей, формиро­вание их нейронных ансамблей обеспечивает совершенствование и спе­циализацию осуществляемых в этих областях операций» (Фарбер Д. А., 1990. – С. 144).

Данные по морфологическому и функциональному созреванию мозга, таким образом, подтверждают гетерохронный принцип форми­рования целостной работы мозга. Проявляется он в существовании различий в сроках и темпах морфологического и функционального созревания как между разными областями коры, так и между разными структурами в пределах одной области мозга. Не одновременно устанавливаются также и связи между разными отделами мозга.

Можно сделать ряд выводов, касающихся анатомического и функ­ционального созревания мозга в ходе индивидуального развития че­ловека на основе использования понятий «функциональная система» и «системогенез».

1. Общая морфологическая архитектура мозга ребенка, которая выступит в последующем мозговой основой функциональных систем, обеспечивающих психические процессы, складывается к моменту рождения ребенка или на ранних этапах онтогенеза. При этом часть элементов в этой архитектуре уже функциониру­ет, другая часть еще только предуготована к определенному типу функционирования. В этом реализуется принцип опережающего развития морфологических структур (более раннее морфофункциональное созревание одних структур по сравнению с другими). Также на начальных стадиях постнатального онтогенеза форми­руется основа единой системы распределения активности мозга, «каркас», связывающий разные отделы мозга в целостную дина­мическую систему и создающий почву для включения различных мозговых центров в функциональные системы.

2. В дальнейшем формирование функциональных систем идет по двум направлениям.

Первое — морфофункциональное созревание входящих в функ­циональные системы отделов мозга, то есть достижение изна­чально мало дифференцированными, различными элементами системы определенного уровня функциональной зрелости и вслед­ствие этого дифференциация работы этих элементов. Гетерохронность при этом определяет темпы развития и дифференциа­ции различных элементов.

Второе — изменение иерархии связей между входящими в функ­циональные системы отделами мозга. Смена иерархии связей меж­ду элементами внутри функциональной системы и во взаимодей­ствии разных функциональных систем приводит к качественным внутрисистемным и межсистемным перестройкам, которые пони­маются как переход на новый этап возрастного развития. Например, хватательный рефлекс возникает при наличии так­тильных ощущений в руке, то есть ведущую роль в осуществлении движения играют тактильные афферентации и изолированная работа двигательной системы. Позже, после смены иерархии во вза­имодействии сенсорной и моторной систем, ведущую роль берут на себя зрительные афферентации, и это позволяет ребенку строить движение в отношении дистантно расположенных объектов, ребе­нок протягивает руку к нужному предмету. Другой известный при­мер, ребенок мыслит припоминая (опора на наглядный образ), а взрослый припоминает размышляя (опора на анализ и синтез).

3. Развитие различных областей мозга происходит неравномерно. Первыми к моменту рождения ребенка созревают подкорковые образования. В корковых отделах мозга сначала оформляются зоны, относя­щиеся к работе анализаторных систем (задние отделы мозга). Более позднее и постепенное созревание присуще ассоциатив­ным отделам коры и связям между различными областями мозга. И наиболее медленный темп развития характерен для лобных отделов мозга, функцией которых являются произвольная регу­ляция и интеграция различных мозговых зон в целостные функ­циональные системы (передние отделы мозга). Правополушарные структуры начинают формироваться раньше, чем левополушарные (Семенова Л. К. и др., 1990; Фарбер Д. А. и др., 1988,1990,1997,1998; Еремеева В. Д., Хризман Т. П., 1998).

4. Принцип гетерохронного развития можно наблюдать и в форми­ровании различных анализаторных систем. Так, еще в эмбриоге­незе закладываются анатомические предпосылки для наиболее раннего становления кожно-кинестетического и двигательного анализаторов, что указывает на их приоритетную и базисную роль в развитии психики ребенка.

Первоначально рядом расположенные отделы коры, входящие в анализаторные системы, берут на себя сходную (сенсорную) функцию. Затем происходит постепенная дифференциация фун­кций разных отделов мозга.

5. Существует определенная хронология созревания различных от­делов мозга. В ней можно выделить возрастные пики, связанные с достижением зрелости у целого ряда мозговых структур. Наи­более значительные из них приходятся на первые два года и на возраст 6-7 лет.

6. Переход от общей, генерализованной формы активации мозга к избирательной, специфической, подразумевающей наличие произвольной регуляции деятельности, происходит в 7-10 лет.

7. Мозг достигает морфологической зрелости в целом к 18-20 годам.

 

функциогенез мозга-2 – предыдущая | следующая – нейропсихологический аспект

Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым

Яндекс.Метрика