Положительные и отрицательные эмоции у младенцев

И вообще неправильно считать, что человеческое лицо является врожденным эмоциональным раздражителем — положительным или отрицательным (тем не менее очевидно, что наблюдение за эмоциями, выражаемыми другими людьми, является одним из наиболее эффективных источников возникновения эмоций. Почему это так, трудно сказать; возможно, что некоторые эмоциональные реакции, например внезапный крик, стон, могут быть безусловными эмоциональными раздражителями. Кроме того, человек еще и обучается быть чувствительным к эмоциям других людей). Как установила М. Ю. Кистяковская (1965), положительные эмоциональные реакции возникают в младенческом возрасте в момент фиксации взгляда на предметах. Фиксация лица облегчается благодаря дополнительному звуковому воздействию (обращению к ребенку). Эта реакция формируется под влиянием определенных факторов — необходим многократный контакт с ребенком, неоднократное сочетание зрительных и слуховых раздражителей, которые постепенно приводят к появлению определенным образом организованных перцептивных (фиксация взгляда) и эмоциональных (издавание определенных звуков, улыбка, увеличение числа движений и т. д.) реакций.

Можно предположить, что такого рода воздействия образуют в психике ребенка сложную перцептивную схему; совместное действие слуховых и зрительных раздражителей способствует формированию данной схемы благодаря явлению сенсорного облегчения. Совпадение сформировавшейся схемы и получаемой стимуляции служит основой для возникновения положительных эмоций. При отсутствии такой схемы эмоции не могли бы возникнуть. Согласно наблюдениям, ребенок, который до 22 месяцев воспитывался в кpaйне плохих условиях (в темном помещении, при ограниченных контактах с людьми),не обнаруживал реакции оживления. Она не возникала спонтанно также и у детей, лишенных материнской заботы. Чтобы вызвать ее, требовались специальные усилия.

Рассмотрев множество различных данных, Хебб пришел к выводу, что эмоциональные реакции возникают в результате взаимодействия чувственных данных и предварительно сложившихся познавательных структур. Если получаемая информация не соответствует сформировавшимся структурам, возникает отрицательная эмоция. Так, лицо человека, которое отличается от модели, сложившейся в результате многократного созерцания лиц людей из ближайшего окружения, вызовет отрицательную эмоцию; такая эмоция возникает также в случае отсутствия раздражений, которых ребенок вправе ожидать в данной ситуации,— например при отсутствии матери, в темноте. С другой стороны, те воздействия, которые соответствуют существующим структурам, должны иметь, по мнению Хебба, положительную эмоциональную ценность. Этим объясняются, например, признаки радости при виде лица матери.

Таким образом, согласно Хеббу, целый ряд раздражителей обладает способностью вызывать эмоции не потому, что когда-то в прошлом установилась их связь с некоторыми эмоциогенными событиями, а только потому, что при воздействии на субъекта они оказываются в определенном отношении к уже образовавшимся структурам, к «накопленному перцептивному опыту». В дальнейшем такого рода структуры мы будем называть установками (по поводу данного понятия см. Reykowski, 1966Ь).

Мысль о том, что причину эмоций следует искать не только в действии врожденных механизмов, а также тех нейтральных факторов, которые связаны с ними, но и в познавательной активности высших животных, была развита Хантом. В 1962 г. он опубликовал работу, в которой были систематизированы факты, свидетельствующие о существовании «мотивации, содержащейся в процессах переработки информации» (Hunt, 1962). Исходя из фактов, собранных Хантом, а также данных, полученных в исследованиях других авторов, можно сделать вывод, что эмоции возникают в зависимости от того:

в каком отношении находится данное сенсорное воздействие (или его отсутствие) к актуальным (ситуативным) установкам субъекта, сложившимся в результате прошлых сенсорных воздействий; в какой мере деятельность сохраняет свое направление;

как актуальное сенсорное воздействие относится к стабильным установкам субъекта.

Следует добавить, что познавательные процессы у людей могут актуализироваться не только под влиянием внешних воздействий, но и спонтанно (в форме воображения, фантазирования, размышления и т. п.). Взаимодействие такого рода психических процессов также может вызывать эмоции.

Эмоции и установки – Предыдущая|Следующая – Эмоции и отношение между получаемыми сигналами и установками

Экспериментальная психология эмоций. Содержание