canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Подавление эмоций. Образ идеального Я - причина подавления определенных эмоций. Влияние воспитания на подавление эмоций.

Подавление эмоций

Диапазон осуждаемых эмоций определяется не только социальными нормами, но и жизненным опытом индивида. Так, ребенок, с которым мать обходилась сурово, неоднократно оказывался в ситуации, в которой его положительные чувства — чуткость, привязанность, доброжелательность — не только не одобрялись, но даже осуждались. Из такого ребенка может вырасти человек, у которого добрые чувства будут ассоциированы с наказанием. К аналогичным последствиям могут привести отвергнутая любовь, измена, неприязнь или пренебрежение, насмешки и презрение со стороны сверстников.

Анализ того, что происходит в случае отрицательного подкрепления, или наказания, эмоций, можно найти в книге Долларда и Миллера.

Появление той или иной формы эмоционального поведения обусловлено возникновением соответствующего внутреннего процесса — эмоции. Так, когда ребенок кричит, топает ногами, краснеет — словом, проявляет все признаки озлобления, он, очевидно, испытывает эмоцию гнева. Если такого рода поведение постоянно вызывает наказание, то на условнорефлекторной основе возникает связь между выражением гнева и последующим наказанием. Эта связь приводит к торможению выражения гнева. Если же наказание является достаточно сильным (но не слишком сильным) и применяется постоянно, его влияние не ограничивается одним только внешним поведением. В этом случае торможение в результате генерализации распространяется и на сам эмоциональный процесс. Стало быть, наказание связывается не только с внешним выражением гнева, но и с самим чувством гнева, то ость возникает тенденция к вытеснению наказываемой эмоции. Но это происходит не всегда. У ребенка более старшего возраста генерализация может ограничиваться лишь внешним выражением гнева, не распространяясь на внутренние процессы — эмоцию гнева, и ребенок просто научается подавлять выражение гнева, а не сам гнев.

В процессе генерализации наказание, очевидно, связывается не только с выражением гнева и эмоцией гнева, но и с осознанием этих процессов, в результате чего осознание гнева может быть заторможено.

Блокирование осознания эмоций связано с действием еще одного механизма наказания. В отличие от описанного выше этот механизм имеет внутреннее происхождение. Ибо если в обсуждавшемся примере источник наказания находился в окружающей среде (родители, сверстники, начальники, друзья), то во втором случае источник наказания — в самом человеке. Точнее, источником наказания является внутренний конфликт между тем, каким человек хотел бы быть, и тем, каков он есть, или между идеальным и реальным образом собственной личности. Механизм этого конфликта можно объяснить исходя из концепции когнитивного диссонанса Л. Фестингера (Festinger, 1957; Brehm, 1962; Malewski, 1964). Согласно этой концепции, расхождение между существующими убеждениями и получаемой информацией вызывает когнитивный диссонанс, действующий как наказание. Устранение же диссонанса действует как вознаграждение. Один из способов устранения диссонанса заключается в устранении информации, не соответствующей существующим убеждениям.

Хотя концепция когнитивного диссонанса верна лишь частично, она объясняет некоторые явления, связанные с осознанием эмоций. Так, в системе устоявшихся убеждений человека можно выделить определенную подсистему его представлений о себе. Эти убеждения, формирующиеся на основе опыта, усвоения существующих норм, интернализации мнений окружающих, содержат в себе, в частности, определенные правила, касающиеся собственных поступков и переживаний. Среди такого рода убеждений могут быть, например, такие: «Я из тех, кто ничего не боится», или «из тех, кто может справиться с чем угодно». Для человека с подобными убеждениями осознание эмоции страха или чувства беспомощности будет вступать в противоречие с образом собственного «я». Чтобы уменьшить этот диссонанс (выполняющий функцию сильного наказания), можно либо изменить представление о себе — что является весьма болезненной операцией, — либо устранить информацию о вызывающих диссонанс эмоциях.

Таким образом, источником наказания может быть не только поведение других людей, но и несоответствие между тем, что испытывает человек (например, его эмоциями), и тем, что, по его мнению, он должен был бы испытывать, то есть нарушения в системе представлений о своем «я». Наказание способствует устранению вызвавшего его фактора, поскольку является источником отрицательных эмоций, которые приводят к дезорганизации обусловившего их процесса. Если наказание связано, например, с каким-либо предметом или местом, человек избегает этого предмета или места. Если же наказание связано с собственным поведением, человек избегает действий, влекущих за собой наказание. Наконец, если наказание связано с представлением или осознанием какого-то содержания, оно способствует вытеснению из сознания этого содержания. Однако все это происходит лишь при отсутствии других достаточно сильных мотивов, побуждающих к выполнению наказуемых действий. Если же такие мотивы существуют, возникает конфликт, последствия которого могут быть разными, в зависимости от многих дополнительных обстоятельств.

Ограниченность процесса осознания эмоций – Предыдущая|Следующая – Подавление мыслей сексуального характера. Эксперименты

Экспериментальная психология эмоций. Содержание

Яндекс.Метрика