Синдром транзиторных сексуальных девиаций (продолжение)

Транзиторные сексуальные девиации и перверзии при психо­патиях и психозах у подростков. При психопатиях могут встре­чаться как транзиторные девиации, так и перверзии — истинные и ложные, но их проявления обычно более грубы и разнообразны, чем при акцентуациях. При гипертимных психопатиях дело может не ограничиваться ранней половой жизнью, но обнаруживается склонность к промискуитету, к сексуальным оргиям с плюрализ­мом. Истероидные психопаты особенно тяготеют к сексуальному шантажу — оговорам, самооговорам. При эпилептоидной психо­патии выступают садистские и мазохистские наклонности — вплоть до попыток незавершенного самоповешения с целью вызвать оргазм. Шизоидная и психастеническая психопатии чаще сочетаются с истинным гомосексуализмом.

Для органических психопатий характерна грубая расторможенность влечения. Описаны приступы неистового онанизма с криком [Исаев Д. П., Каган В. Е„ 1979].

При психозах могут быть как стойкие перверзии, так и пре­ходящие перверзные симптомы. Перверзии наиболее часто наблюдаются при психопатоподобной вялотекущей шизофрении, осо­бенно при эпилептоидном синдроме (см. гл. XV), а также при психопатоподобных дебютах прогредиентной шизофрении и при психопатоподобных типах ремиссии. Кроме известных при психо­патиях и акцентуациях характера перверзий, здесь встречаются особо изощренные способы удовлетворения влечения (например, онанирование во время истязания животных или детей, стремление сына принудить к сожительству мать или кого-либо из престарелых членов семьи).

При вялотекущей шизофрении имеют место моноперверзии и они отличаются большой стойкостью. Для прогредиентной шизо­френии более характерны полиморфные перверзные симптомы — разного рода извращения то сочетаются друг с другом, то сменяют одно другое. Особо тяжелые формы перверзных явлении встре­чаются при злокачественной юношеской шизофрении — некро­филия влечение к убийству [Жданов Ю. П., 1980].

При шизоаффективном и маниакально-депрессивном психозе девиации обычно ограничиваются крайней гиперсексуальностью в гипоманиакальной фазе (интенсивный онанизм, ранние случай­ные связи, промискуитет), но при однополом составе непосред­ственного окружения и отсутствии контактов со сверстниками другого пола легко проявляется гомосексуальность в активной форме. Более стойкие перверзии могут сформироваться по мере психопатизации после частых фаз.

 

Глава 6. Методы психиатрического обследования подростка

Опрос подростка

Первой задачей является установление контакта. При психо­моторном возбуждении или крайнем аффективном напряжении к опросу лучше приступать после инъекции нейролептика или транквилизатора, а иногда даже после сна, ими вызванного. В других случаях острого психотического состояния обычно бывает достаточно спокойного доброжелательного тона, начало беседы с чисто врачебного расспроса о соматических жалобах. При отсутствии явлений острого психоза, а также в случаях непсихотических нервно-психических нарушений, помимо особенностей психического состояния, при установлении контакта важно учитывать предполагаемый тип акцентуации характера и ситуа­цию, при которой подросток был направлен к психиатру.

При затрудненном контакте с непсихотическими больными можно попытаться использовать определенный прием [Личко А. Е., Богдановская Л. Б,, Эйдемиллер Э. Г,, 1973]: врач сам сообщает подростку сведения, которыми он располагает (полученные от родителей, из школы, из диспансера, из милиции и т. п.), и предлагает исправить неточности, объяснить противоречия, дополнить, прокомментировать. Здесь сразу же обнаруживаются темы, о которых подросток говорит легко и сво­бодно, и темы, которые он старается обойти, а также становится видно, на что он особенно эмоционально реагирует. Поначалу «больные вопросы» лучше оставить в стороне.

Опрос о начале болезни и ее проявлениях при психозах и расспрос подростка с непсихотическими нарушениями о ситуации, повлекшей к направлению его в психиатрическое учреждение, нередко приходится проводить в два приема. С него начинают беседу и на этом этапе иногда лучше удовлетвориться порою скудными или весьма сомнительными сведениями, которые сооб­щает подросток.

Даже если удается получить толковые и обстоятельные ответы, лучше ограничиться пока той частью, которую подросток сообщает охотно, и далее перейти к собиранию сведений о жизни вообще. Здесь беседа должна коснуться следующим тем.

1. Учеба — любимые и нелюбимые предметы, причины неуспеха, отношения с учителями, участие в общественной работе, имевшиеся нарушения дисциплины.

2. Планы на будущее в отношении продолжения учебы, при­обретения профессии, способность учитывать возможные труд­ности, соотносить желаемое и возможное.

3. Отношения со сверстниками — предпочтение одного близко­го друга или компании приятелей, положение среди товарищей (лидера, преследуемого изгоя, независимой одиночки и т. п.), причины выбора приятелей — по личным качествам, по общности увлечений, для компании в увеселениях и т. п.

транзиторный гомосексуализм – предыдущая | следующая – опрос

Подростковая психиатрия. Содержание.