Транзиторные сексуальные девиации и перверзии при психопатиях и психозах у подростков. При психопатиях могут встречаться как транзиторные девиации, так и перверзии — истинные и ложные, но их проявления обычно более грубы и разнообразны, чем при акцентуациях. При гипертимных психопатиях дело может не ограничиваться ранней половой жизнью, но обнаруживается склонность к промискуитету, к сексуальным оргиям с плюрализмом. Истероидные психопаты особенно тяготеют к сексуальному шантажу — оговорам, самооговорам. При эпилептоидной психопатии выступают садистские и мазохистские наклонности — вплоть до попыток незавершенного самоповешения с целью вызвать оргазм. Шизоидная и психастеническая психопатии чаще сочетаются с истинным гомосексуализмом.
Для органических психопатий характерна грубая расторможенность влечения. Описаны приступы неистового онанизма с криком [Исаев Д. П., Каган В. Е„ 1979].
При психозах могут быть как стойкие перверзии, так и преходящие перверзные симптомы. Перверзии наиболее часто наблюдаются при психопатоподобной вялотекущей шизофрении, особенно при эпилептоидном синдроме (см. гл. XV), а также при психопатоподобных дебютах прогредиентной шизофрении и при психопатоподобных типах ремиссии. Кроме известных при психопатиях и акцентуациях характера перверзий, здесь встречаются особо изощренные способы удовлетворения влечения (например, онанирование во время истязания животных или детей, стремление сына принудить к сожительству мать или кого-либо из престарелых членов семьи).
При вялотекущей шизофрении имеют место моноперверзии и они отличаются большой стойкостью. Для прогредиентной шизофрении более характерны полиморфные перверзные симптомы — разного рода извращения то сочетаются друг с другом, то сменяют одно другое. Особо тяжелые формы перверзных явлении встречаются при злокачественной юношеской шизофрении — некрофилия влечение к убийству [Жданов Ю. П., 1980].
При шизоаффективном и маниакально-депрессивном психозе девиации обычно ограничиваются крайней гиперсексуальностью в гипоманиакальной фазе (интенсивный онанизм, ранние случайные связи, промискуитет), но при однополом составе непосредственного окружения и отсутствии контактов со сверстниками другого пола легко проявляется гомосексуальность в активной форме. Более стойкие перверзии могут сформироваться по мере психопатизации после частых фаз.
Глава 6. Методы психиатрического обследования подростка
Опрос подростка
Первой задачей является установление контакта. При психомоторном возбуждении или крайнем аффективном напряжении к опросу лучше приступать после инъекции нейролептика или транквилизатора, а иногда даже после сна, ими вызванного. В других случаях острого психотического состояния обычно бывает достаточно спокойного доброжелательного тона, начало беседы с чисто врачебного расспроса о соматических жалобах. При отсутствии явлений острого психоза, а также в случаях непсихотических нервно-психических нарушений, помимо особенностей психического состояния, при установлении контакта важно учитывать предполагаемый тип акцентуации характера и ситуацию, при которой подросток был направлен к психиатру.
При затрудненном контакте с непсихотическими больными можно попытаться использовать определенный прием [Личко А. Е., Богдановская Л. Б,, Эйдемиллер Э. Г,, 1973]: врач сам сообщает подростку сведения, которыми он располагает (полученные от родителей, из школы, из диспансера, из милиции и т. п.), и предлагает исправить неточности, объяснить противоречия, дополнить, прокомментировать. Здесь сразу же обнаруживаются темы, о которых подросток говорит легко и свободно, и темы, которые он старается обойти, а также становится видно, на что он особенно эмоционально реагирует. Поначалу «больные вопросы» лучше оставить в стороне.
Опрос о начале болезни и ее проявлениях при психозах и расспрос подростка с непсихотическими нарушениями о ситуации, повлекшей к направлению его в психиатрическое учреждение, нередко приходится проводить в два приема. С него начинают беседу и на этом этапе иногда лучше удовлетвориться порою скудными или весьма сомнительными сведениями, которые сообщает подросток.
Даже если удается получить толковые и обстоятельные ответы, лучше ограничиться пока той частью, которую подросток сообщает охотно, и далее перейти к собиранию сведений о жизни вообще. Здесь беседа должна коснуться следующим тем.
1. Учеба — любимые и нелюбимые предметы, причины неуспеха, отношения с учителями, участие в общественной работе, имевшиеся нарушения дисциплины.
2. Планы на будущее в отношении продолжения учебы, приобретения профессии, способность учитывать возможные трудности, соотносить желаемое и возможное.
3. Отношения со сверстниками — предпочтение одного близкого друга или компании приятелей, положение среди товарищей (лидера, преследуемого изгоя, независимой одиночки и т. п.), причины выбора приятелей — по личным качествам, по общности увлечений, для компании в увеселениях и т. п.
транзиторный гомосексуализм – предыдущая | следующая – опрос
Подростковая психиатрия. Содержание.