Периодизация развития ребёнка

Первый год жизни

Эмоциональность.B первый месяц жизни ребенок ввиду своей беспомощности (незрелость моторики и функций органов чувств) полностью нуждается в уходе для удовлетворения своих потребностей и в эмоциональном обращении того лица, которое осуществляет этот уход (мать). Вследствие внематочной «эмбриональной» незрелости человек как «повторный обитатель гнезда» в течение первого года жизни нуждается в «социальной матке», симбиозе мать—дитя, который постепенно ослабевает по мере возрастания самостоятельности ребенка в процессе созревания его сенсомоторных функций (во взаимосвязи c созреванием пирамидной системы). Недостаточное или непоследовательное удовлетворение эмоциональных запросов грудного ребенка, которые особенно тесно связаны c приемом пищи и с опытом наслаждения, концентрирующегося в зоне рта (поэтому оральная фаза), может привести к нарушению развития в когнитивной и эмоциональной сферах, а также чувства идентификации и способности к самооценке. При этом анально обусловленный темперамент определяет, как ребенок противостоит своему окружению и как при этом развивается его ранимость. B диаде мать—дитя поведение матери определяет основной опыт получения удовольствия, уверенности и защищенности и делает возможным появление «пра­доверия», которое является решающим компонентом для дальнейшего осознания себя.
Моторика и восприятие.От 0 до 2 месяцев: накопление различных функций, частично сформировавшихся еще на стадии внутриматочного развития плода (например, ритмическое вращательное движение головы при поиске груди, сосание, улыбка), в ответ на разрешающие раздражители окружающей среды; неспецифические, диффузные процессы восприятия; от 2 до 3 месяцев: глаза следят за движущимся предметом; от 4 до 5 месяцев: хватание предметов, дифференцируются функции осязания; от 6 до 7 месяцев: поиск спрятанного, увиденного ранее предмета; от 7 до 10 месяцев: ребенок стоит c посторонней помощью, самостоятельно сидит; от 10 до 12 месяцев: бегает при поддержке; от 12 до 15 месяцев: бегает самостоятельно.
Социальное поведение. От 0 до 1 месяца: «аутистическая» или «не имеющая объекта» ступень, при которой связь c физиологическим гомеостатическим равновесием организма перевешивают предполагаемые проприо-энтероцептивные восприятия. B 3 месяца: «социальная улыбка», которая появляется при фронтальном приближении к лицу ребенка. C 2 до 6 месяцев: «симбиотическая ступень» в диаде мать—дитя, во время которой начинается дифференциация в сенсорно-перцептивном смысле. Одно­временно происходит развитие схемы тела, парциальных объектов и парциального ядра «Я». 8-й месяц: «страх восьмимесячного» — ребенок плачет и боится, когда к нему приближается незнакомое лицо и когда мать отсутствует; выражение криза первой субфазы высвобождения индивидуальности (c 6 до 7 месяцев), которая может продолжаться до десятимесячного возраста, когда происходит становление раздельного существования, возможность отличить чужого от близкого. 10-12 меся­цев: начало второй субфазы индивидуализации и обретения автономии, a также «фазы упражнений» — ребенок в избытке «нарциссизма» ползком удаляется от матери.
Речь. 1-5 слов к концу первого года жизни; фраза из одного слова к 13 месяцам; примерно 30 слов к 18 месяцам; переход к фразам из двух слов и запас примерно из 50 слов к концу второго года жизни.

Психосоматеческне нарушения и нарушения поведения на первом году жизни: отказ от еды, рвота (пилорусстеноз), колика y трехмесячного, экзема y грудного ребенка (начиная c 4 месяцев), первые быстрые вращательные движения головой, или коленями и локтями (конец первого года жизни) могут быть патогенети­чески обусловлены нарушениями во взаимоотношениях мать—дитя (в связи c конституциональными факторами).
2-4 годы жизни

Эмоциональность.  
Ребенок учится все дальше удаляться от матери и обособляться от нее; при этом он одерживает победы и несет поражения под влиянием изобилия устрашающего опыта (вторая субфаза «сепарации—индивидуализации» и «фаза упражнений»). У ребенка развивается страсть к открытиям. Все, что представляет собой опас­ность, должно содержаться в недоступном для ребенка месте. Он начинает упраж­няться в бросании предметов. Предложение отдать что-либо теперь может быть от­клонено, ребенок может сказать «нет» (слово «нет» появляется раньше, чем слово «да»). B это же время появляются навыки опрятности (они должны появиться во второй половике второго года жизни) — это одно из первых социальных проявлений. Ребенок может уклониться от сделанного ему предложения, например, осуществ­лять дефекацию не так, как от него требуется. При этом центр опыта, доставляюще­го удовольствие или проявляющегося в форме отказа, смещается на анальную зону (анальная фаза) и ее выделения. Начало этого периода совпадает c третьей фазой индивидуализации, «кризом повторного сближения» (начиная c 15-го месяца жиз­ни): ребенок снова «приклеивается» к матери и в то же время стремится отделиться от нее (конфликт амбивалентности).

Слишком ранняя и форсированная "дрессировка" навыков опрятности может привести к глубоким нарушениям необходимых разграничений и мотивировок в детской идентифи­кации.

Если начавшее развиваться детское упрямство («фаза упрямства») будет насиль­ственно подавляться, то это может привести к формированию излишне пассивно­го, лишенного инициативы поведения. Если к этому присоединятся и другие ограниче­ния в следующей затем эдиповой фазе, то в дальнейшем могут наблюдаться рас­стройства при обучении, осмыслении и черты характера c навязчивостями (навязчивый характер). Ребенок живет в «волшебном» мире: он еще не умеет делать четких разли­чий между желаниями, мыслями и действиями, между фантазией и действительно­стью. B восприятии окружающего мира представление об объеме и материи уступает выразительным качествам (так называемое «физиогномизированное окружение»).Все возрастающую роль наряду c матерью начинает играть отец и вообще третье лицо (создание треугольника как предварительная ступень эдиповой фазы).
Моторика и речь. 1,5-2 года: ребенок может взбежать вверх по лестнице, крепко держать карандаш, играть c мячом, владеть запасом примерно до 200 слов (в зависимости от социального слоя). 2-3 года: он может самостоятельно бегать вверх и вниз по лестнице, может быстро бегать задом наперед, умеет нарисовать круг, говорит «Я», строит фразу из 5-7 слов и к 3 годам владеет запасом до 1000 слов.
Интеллект. Ребенок «думает», «объясняет» действия, распределяет реальные события и ищет связи между ними, однако еще не так, как это делает взрослый, т. e. конкретно и логически.

Нарушения поведения: ночные страхи, поведение, обусловленное фобиями, заикание, недержание мочи и кала
5-6 годы жизни

Переживания начинают фокусироваться на роли собственного пола. Это чувство подвергается испытанию во взаимоотношениях треугольника отец—мать—ребенок (эдипова цепочка) и приспосабливается к конфликтам. Мальчик сопернйчает c отцом, ревнует его к матери и одновременно, любя отца, испытывает чувство вины перед ним, которое меняется в зависимости от обстоятельств. Девочка постоянно переме­щает акцент своей привязанности c матери на отца и таким образом попадает в конкурирующее c матерью положение, и поэтому наряду c положительной привя­занностью это чувство приобретает отгенок враждебности. Разрешение проблемы раздвоенности чувства по отношению к родителю одного c собой пола, преодоление опыта беспомощности и достижение самостоятельности, в конечном счете, подталкивается (преобладающей) идентификацией c родителем одного c собой пола и углублением предъявляемых родителями ребенку требований. B ходе этих психосексуальных процессов созревания («фаллическая» и эдипова фазы) ребенок постепенно оказывается способным к собственной половой роли, и это становится предпосылкой возможности генерализовать общественные взаимо­отношения и распределить в них роли. B зависимости от того, как преодолевается эдипов конфликт, в значительной мере определяется характер дальнейшего разви­тия, особенно в пубертатном периоде: будет ли оно протекать относительно ненару­шенным, или же дело может дойти до формирования невротических нарушений поведения и структур характера.Почти все психоневротические расстройства имеют, по меньшей мере, свои корни в эдиповой фазе. Истерические установки и некоторые психосоматические расстройства могут быть поставлены в связь с так называемым «эдиповым комплек­сом». Чувство страха, угрозы и невозможность преодолеть эдипов конфликт могут позднее, в соответствующих «ситуациях испытаний и несостоятельности», привести к тому, что вследствие регрессии, возврата к более ранним фазам может развиться определенная фиксация; например, на анальной ступени возникают проявления, имеющие значение в структуре невротической симптоматики (например, при неврозе навязчивых состояний): грызение ногтей, интенсивное сосание большого пальца, вырывание волос, усиленная мастурбация и др. Подобные проявления в этом возрастном периоде могут сигнализировать о наличии эмоциональных трудностей.

7-12 годы жизни

B этом периоде «первого преобразования облика» (увеличение роста и утрата облика «малыша») инфантильно-сексуальные стремления отступают на задний план. Поэтому этот период и носит название «латентная фаза». Школьник имеет возможность посвятить себя в эмоциональном плане реальным событиям. Он обучается восприни­мать окружающий мир c количественной и материальной позиций (он постигает материальные качества, получает представление о протяженности, объеме, мере и др.). При этом он еще очень зависим от непосредственного, наглядного восприятия, однако,  уже способен распознавать причинные связи. Теперь на первый план выступают проблемы, связанные co школой и предъявляемыми ею требованиями. Обиды, возникающие в связи с эмоциональной и/или интеллектуальной несостоятельностью, могут мобилизовать массивные страхи и другие личностные трудности (школьные фобии, страх перед школой, учебная задолженность). Оборонительная позиция по отно­шению к школе может подталкиваться определенными недостатками в выполнении школьных требований, которые по своей сути могут оставаться частично нераспознанными , например, вследствие легастении.

Псевдодебильность может быть обусловлена соматическими заболеваниями (анемия, хроническая ангина, общая астения), эмоциональными расстройствами, причины которых связаны c влиянием среды, обусловливаются и поощряются недостаточными требованиями, что особенно заметно у детей из низших слоев общества. Например, обращает на себя внимание то, что значительна часть детей из лагерей для бездомных запаздывает в школьном созревании и большинство из них вынуждено посещать специальные школы (для детей с врожденной и приобретенной вследствие раннего церебрального поражения интеллектуальной недостаточностью)
12-18 годы жизни

Пубертат — стадия «второго преобразования облика» — и его продолжение, подрост­ковая стадия, представляет собой кризисный период развития, так как интенсифика­ция и завершение процесса биологического созревания (достижение половой зре­лости) не совпадает c завершением психосоциального развития. Последнее в нашей культуре продолжается еще достаточно длительное время до достижения кеобходи­мой психической и экономической самостоятельности. B историко-биографических источниках мы находим упоминания о кризах созревания в пубертате только после 1750 г. B 1808 г. в немецком словаре впервые появилось слово «Flegeljahre» (т. е. возраст, в котором подросток еще «не перебесился»). Первые монографии o проблемах пубертатного периода появились в конце XIX в. Проблемы акселерации (ускорения и запрограммированности биологического созревания) частично обусловлены истинным ускорением процессов биологического роста (таких, как питание, генетические факторы, выраженная гетерозиготность при географически расширенных возможностях для выбора партнера и т. д.). Этот феномен отчетливо проявился вследствие значительного удлинения периода социали­зации за последние 100 лет. Специфические проблемы проявляются во время пубер­тата в области сексуальности, в связи c уходом из родительского дома, в отношениях со взрослыми друзьями и обретением представления об оценке ценностей. Возрастает значение культуры сверстников, которая в известном смысле представляет собой особую субкультуру. Такие явления, как юношеская преступность, злоупотребление наркотиками, уход в молодежные секты и резко возросшее число завершенных суицидов в подростковом возрасте и особенно среди детей, не достигших 12 лет, зависят от многочисленных социокультуральных условий, которые в деталях еще не выяснены. B последние десятилетия стало очевидным влияние таких факто­ров, как безработица среди молодежи, возрастающие требования к работоспособ­ности и давление отбора в школе и университетах при одновременном снижении шансов на будущее. Эти факторы играют, по-видимому, важную роль не только в росте числа подростковых и детских суицидов, но также в росте числа эксцессов насилия в молодежных движениях и объединениях футбольных фанатов.
Дифференциация половой роли (на ступени генитальной сексуальности) заложе­на уже в предыдущих фазах развития и детерминирована культурными традициями. C проблематикой эмансипации и сексуальными желаниями может быть связано преходящее чувство неуверенности. Резкий переход от уединения и замкнутости, c одной стороны, к интенсивной, порой экзальтированной активности в группе — c другой, наблюдаются нередко. Неуверенность в переживаниях, связанных c собственной идентификацией, нередко приводит к переживанию отчуждения. Хотя эти переживания сами по себе не являются проявлениями болезни и чаще всего кратковремен­ны, они могут быть предвестниками начинающегося шизофренного заболевания. На раннем этапе пубертатного периода подросток в своем мышлении становится все более независимым от непосредственных чувственных восприятий. Абстрактные категории могут быть отвергнуты и в ход пущены спекулятивные мыслительные конструкции. Здесь также необходимо не упускать из вида различия, обусловленные слоем населения и другими общественными влияниями.
Специфическая для этой фазы неуравновешенность чувственной жизни создает в годы пубертата повышенный риск невротического, психотического, депрессивного заболевания и асоциального поведения.
Наряду c психическими заболеваниями, которые в детском возрасте имеют ту же клиническую картину, что и у взрослых, наблюдаются и специфические проявления болезни в форме нарушений процесса еды (психогенное ожирение, истощение, булимия), обостренные конфликты с авторитетами и переживание деперсонализации и дереализа­ции в психодинамике и структуре психосексуальных и психосоциальных проблем созревания в этом возрасте. Однако, одновременно необходимо установить, что типичные неврозы, как и психические расстройства и заболевания другого генеза, в возрасте созревания в пубертате диагностируются реже, чем в раннем детстве (до 12 лет) или в зрелом возрасте. Констатация этого факта ничего не говорит об истинной частоте заболева­ний. По крайней мере, опыт показывает, что многие душевные кризы и заболевания именно в пубертатном и подростковом периоде частично маскируются культураль­ными и субкультурaльными надстройками, типичными для данного времени, и частично могут быть компенсированы ими. Между тем, в нашей культуре пубер­татные и подростковые кризы занимают ведущее место в проблематике душевно­го созревания.

 

Периоды развития и кризисы созревания. – предыдущая | следующая – Синдромы депривации и психопатология дефицитарности в раннем детском возрасте.

ПСИХИАТРИЯ. ПСИХОСОМАТИКА. ПСИХОТЕРАПИЯ. Оглавление.