B противоположность принятому в прежние столетия учению o предопределенности, когда господствовало представление o том, что изначально заложенные создание, развитие и рост являются исключительно расширением и увеличением первично заданных, детерминированных (преформированных) структур, функций и особенностей, современная биология (эмбриология) и психодинамическая психология развития отталкиваются от модели развития, изложенной еще Аристотелем, — эпигенеза. Согласно этому представлению, развитие протекает как необратимый процесс от недифференцированного начала c максимальным программным потенциалом и минимальным значением программы, т. е. c разделением на циклы или фазы c критическими переходами к окончательно сформировавшейся личности (c большим проспективным значением программы и колеблющимся до самой смерти проспективным потенциалом). B эпигенетическом смысле развитие c самого начала протекает в тесном, стимулирующем и (интер-)активном взаимном обмене растущего организма c его окружением, причем процесс дифференцирования стимулируется на различных ступенях развития живого существа изнутри, a также внешними «организаторами» (выдвигаемыми на первый план структурами, особенностями и функциями). Так, например, биологически заложенные сосательный и поисковый рефлексы грудного ребенка, рассматриваемые c позиций психологии развития, могут оцениваться как организующий, функциональный принцип оральной фазы или также как врожденная «социальная улыбка» (responsing smile) младенца как организующий ключевой раздражитель, который имеет важное значение для дальнейшего расширения круга функций в диаде мать—ребенок. Внутри этого функционального круга может со временем развиться основной эмоциональный опыт, который помогает грудному ребенку в ходе его внематочного созревания формировать свои сенсомоторные функции и нервную систему (миелинизацию пирамидной системы); отличать внешний мир от внутреннего. Одновременно c инициальным освоением мира внешних предметов (объектов), образованием первых, еще несовершенных, «представлений об объектах», постепенно формируется из различных, так же несовершенных, теоретически предполагаемых собственных истоков познающее «Я» как предварительная ступень каждой последующей идентификации «Я». При этом психобиологический эпигенез протекает непрямолинейно и в гармоничной последовательности. Именно в те периоды, когда созревают способности, c особой интенсивностью проявляются противоречивые силы и противоположные тенденции, которые как кризисные волны или «нарушения» предшествуют качественным шубам развития и отчасти делаю их возможными. Такие переходные кризисы свойственны всем высокоразвитым живым существам (они наблюдаются отнюдь не только y людей, ко также и y живущих в естественных условиях шимпанзе). На фоне эпигенеза очевидна закономерность, описанная как закон потенцирования: если одна функция выпадает или отстает в своем развитии, то ее отсутствие или замедленное развитие (ретардация) будет оказывать тормозящее действие на развитие других функций (отрицательное потенцирование). Если развитие одной функции опережает другие, то оно оказывает стимулирующее действие на развитие других функций в смысле положительного потенцирования (например, ускоренное развитие речи побуждает развитие дифференцирования восприятий). Однако по темпу развития нельзя делать выводов o возможном достижимом конечном уровне. Для специфического процесса развития человека и для нарушения этого процесса решающее значение имеет то, что грудной ребенок появляется на свет с несформированными инстинктами «stumpf witternden Sinnen» (J.Е. Herder), что он вследствие своего физиологически незрелого восприятия при рождении в течение более одного года остается полностью зависимым и оберегаемым («повторный обитатель гнезда»), что его рост и половое созревание носят отчетливо пролонгированный характер по сравнению c приматами и что, вообще, определённые «ювенильные» признаки остаются у него на всю жизнь (неотения — термин, применяемый в сравнительной зоологии, анатомии и этологии).
Эти биологические особенности развития находятся в тесной связи co способностями человека к приобретению производственных навыков и развитию критических способностей в кyльтурaльном и только отчасти в генетическом социо-эмоционaльном обмене co своим окружением. При этом он одновременно обретает язык, фантазию, осмысленное отношение к окружающему миру и к самому себе, что означает возможность идентификации — осознание смерти, разрушения, нравственной ответственности. B этом смысле детство и подростковый период не могут считаться ограниченным периодом психологического развития. Вполне возможно, что этот процесс продолжается в течение всей жизни, даже в развитии первичных групп (семьи) и представляет собой непрерывный цикл.
Медицинская классификация – предыдущая | следующая – Периодизация развития ребёнка
ПСИХИАТРИЯ. ПСИХОСОМАТИКА. ПСИХОТЕРАПИЯ. Оглавление.