canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Патогенетическая психотерапия предполагает изучение и понимание психической травмы пациента. Выявление в больном волнующих его жизненных проблем - это основная задача патогенетической психотерапии.

Глава 10. Симптоматические методы и патогенетическая система психотерапии и психокоррекции (продолжение)

Главным положением патогенетической психотерапии служит понимание психической травмы как следствия жизненного удара по особо значимым, эмоционально насыщенным отношениям (ценностям, мотивам) личности, сформированным в онтогенезе. К этому фундаментальному положению присоединились и дру­гие психологи и клиницисты [Бассин Ф. В., Рожнов В. Е. и др., 1974]. В 1978 г. А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия и Ф. В. Бас­син, касаясь психогенных причин психосоматических расст­ройств, отметили, что действие «этих причин зависит от положе­ния, которое они занимают в иерархии психологических ценно­стей субъекта или, что то же, от значимости связанных с ними событий для субъекта»[1]. Этим подтверждается значение основ­ного принципа, на котором строится патогенетическая психоте­рапия не только при неврозах. То, что при нервно-органических и соматических болезнях зачастую имеют место реакции лич­ности на заболевание и нередко невротические осложнения, обусловленные ущербом ценностям и перспективам личности, нанесенным болезнью, все больше начинают понимать интер­нисты. Так, интернист Ю. М. Губачев и сотр. (1981) заявили, что их позиция в подходе к проблеме личности основывается на психологии отношений, развитой трудами В. Н. Мясищева[2].

Основная задача патогенетической психотерапии заключа­ется в выявлении с больным (в индивидуальной и групповой работе) волнующих его жизненных проблем, невыносимого про­тиворечия между особо значимыми его отношениями к цен­ностям и трудными обстоятельствами жизни и с учетом этого — перестройке неадекватных отношений и установок и по воз­можности неблагоприятной ситуации. Нередким затруднением при этом служит то обстоятельство, что сами больные не все­гда осознают, каким образом сформировались особенности их личности, сыгравшие патогенную роль в развитии или ослож­нении болезни. В речевом общении с терапевтом им не всегда удается выразить словами с достаточной ясностью свои пере­живания, даже и тогда, когда они не стыдятся их.

Говоря, что «Язык так же древен, как и сознание; …», К- Маркс подчеркивал их единство, но не тождество[3]. Дело в том, что, стихийно развиваясь, как форма сознания, язык постепенно терял свой естественный характер и превратился в особую си­стему обобщающих искусственных знаков. И поэтому, как указал В. И. Ленин в «Философских тетрадях», «Всякое слово (речь) уже обобщает… Чувства показывают реальность; мысль и слово — общее»[4]. Понимая это, Л. С. Выготский (1956) за­метил: «Если ощущающее и мыслящее сознание располагает разными способами отражения действительности, то они пред­ставляют собой и разные типы сознания»[5]. Автор показал, что за развернутой речью со значениями ее слов стоят скрытые субъективные смыслы, определенные мысли, тесно спаян­ные с «аффективной и волевой тенденцией внутреннего, под­вижного, неуловимого понимания и переживания. Объективные надиндивидуальные значения слов и субъективные пеформа- лизуемые «личностные смыслы» – это два плана единой пси­хической деятельности». Таким образом, человечество распо­лагает формализованной линейной системой языка, призван­ной выражать нелинейное движение внутренней и внешней действительности. И поэтому прав Н. Schands (1971), заяв­ляющий, что «нас сковывает» эта «несогласованность двух гос­подствующих систем, в которых совершается человеческое бы­тие»[6]. Известно, что Фрейд с лечебной целью предложил про­рывать эту скованность или блокаду речью переживаний больного посредством интерпретации его свободных ассоциа­ций, обмолвок и ошибок, а также толкования его сновидений. Сами по себе эти способы не вызывали бы возражений, если бы интерпретации и толкования не были подчинены заранее установленной психоаналитической схеме. При патогенетиче­ской психотерапии раскрытие личности больного и тревожа­щих его обстоятельств и проблем жизни происходит в довери­тельных беседах психотерапевта и психолога с пациентами или в недирективно направляемых ими собеседованиях пациентов в группе. Этому помогают и специальные экспериментально- психологические исследования с одновременной полиграфиче­ской записью кожно-гальванического рефлекса, сердечных, ды­хательных и иных физиологических реакций. Но психологиче­ские тесты дают информацию психологу и терапевту, в то время как в лечебных целях необходимо, чтобы и больной ее осознавал. Сложность психотерапевтической и пс.ихокоррек- ииопной работы связана еще и с тем, что уникальность лич­ности, в том числе и больной, относительна, поскольку сущест­вует слитно с той внешней ролью, которую она играет среди других людей и формы которой стандартизированы и опреде­ляются социальной структурой общества и характерными для нее нормами поведения. Это требует, чтобы за внешним обли- чием поведения больного выявить его индивидуально-психоло­гические позиции, способствовавшие болезненному столкнове­нию с действительностью. Как нередко говорят, в информации человека о себе одна ее часть, даваемая сознательно, пред­ставляет собой большей частью как бы фасад его личности, а другая, составляющая его внутренний мир, обнаруживается нелегко и нередко помимо его желания. Психотерапевту и медицинскому психологу необходимо знание и общесоциаль­ного аспекта, и индивидуального, неповторимого своеобразия конкретной больной личности. В ходе индивидуальной или групповой психотерапии уточняются особенности жизненного опыта больного в различные возрастные периоды, отношения его к себе и к окружающим, его ценности, характер его пере­живаний, интересов, мотивов его деятельности, понимание им жизни и мира в целом и своего места в нем, его мечтаний и ожиданий, симпатий и антипатий, манеры преодолевать пре­пятствия или уступать им и т. д. Внимание больного привлека­ется не только к его субъективным тенденциям, но и к тем внешним обстоятельствам, с которыми они пришли в столкно­вение. Рассматривается и сексуальная сторона его жизни, но, разумеется, не фрейдовские либидинозные фазы младенческого периода. В тех случаях, когда имеют место непорядки в сексу­альной и семейной жизни, учитывается не только возможность физиологического несоответствия партнеров, но и место воз­никающих конфликтов в сложной структуре человеческих отношений, могущих болезненно затрагивать достоинство, дове­рие, самолюбие и другие социально-нравственные ценности лич­ности.

________________________ 


[1] Прангишвили А. С., Шерозия А. Е., Бассин Ф. В. Вступительная статья к 5-му разделу — В кн.: Бессознательное, природа, функции, методы иссле­дования.— Тбилиси, 1978. с. 198.

[2] Губачев Ю. М., Стабровский Е. М. Клинико-физиологическне основы психосоматических соотношений.— Л.: Медицина, 1981, с. 73.

[3] Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 29.

[4] Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 246.

[5] Выготский В. С. Избранные психологические исследования.— М., 1956, с. 102.

[6] Schands Н. С. The war with Words.—Paris: The Hague, 1971, p. 32.

 

психокоррекционное воздействие – предыдущая | следующая – терапевтический эффект

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание

 

Яндекс.Метрика