Вместе с тем следует подчеркнуть, что экспериментально-психологическое обследование аутичного ребенка носит вспомогательный характер, а главным диагностическим инструментом должно быть наблюдение за ребенком в свободной игре и в процессе психокоррекционных воздействий.
Среди основных параметров наблюдения следует выделить:
1) эмоционально-поведенческие особенности ребенка, включающие в себя особенности контакта, активность, особенности эмоционального тонуса, адекватность поведения;
2) особенности работоспособности: динамику продуктивности ребенка в процессе занятий; истощаемость; переключаемость внимания;
3) специфику развития познавательных процессов: особенности ориентировочно-исследовательской деятельности, понимание обращенной речи и использование речи, особенности целенаправленности деятельности.
Нами были разработаны дифференцированные оценки этих параметров в процессе наблюдения за ребенком. Диапазон оценок — от 0 до 3 баллов:
0 баллов — функция отсутствует;
1 балл — слабо выражена;
2 балла — выражена, но с искажением;
3 балла — четко проявляется, но наблюдаются некоторые проблемы;
4 балла — четко проявляется, без дополнительных проблем.
Таблица 14 Параметры наблюдений за ребенком с аутизмом в процессе коррекции и их оценка
Блок 1. Эмоцинально-поведенческие особенности | ||
1.Контакт | ||
Оценки
|
0 | Контакт полностью отсутствует |
1 | Контакт возможен при глубокой заинтересованности ребенка (например, чтобы получить игрушку, ребенок берет психолога за руку) | |
2 | Контакт избирательный и неустойчивый (например, ребенок вступает в контакт только в присутствии матери; уходит от контакта, когда его о чем-то просит психолог) | |
3 | Контакт возможен, но его интенсивность и длительность зависят от настроения и состояния ребенка | |
2. Активность | ||
Оценки
|
0 | Отсутствует интерес к занятию. Стереотипии, погруженность в себя |
1 | Избирательная активность (например/увидев «любимые игрушки», ребенок проявляет активность, стереотипно с ними манипулирует) | |
2 | Демонстрирует интерес к беседе родителей с психологом. Проявляет интерес к игрушкам, манипулирует с ними, но быстро пресыщается, переключается на другие задания | |
3 | Проявляет интерес к занятию, но тревожен, напряжен, чувствителен к тону, вопросу | |
3. Эмоциональный тонус и эмоциональные проявления | ||
Оценки
|
0 | Недифференцированное отношение к различным ситуациям. Неадекватные эмоции: стойкий негативизм, эффективность, лабильность и пр. Возможны аутоагрессивные реакции |
1 | Избирательное отношение к ситуации, но с выраженным проявлением негативизма, аффективные реакции при изменении ситуации | |
2 | Напряженность в процессе общения и деятельности, страхи, возможны бурные аффективные проявления при неудовлетворении потребности | |
3 | Осторожность, повышенная тормозимость или, наоборот, повышенная расторможенность, возбудимость. При неудачах может проявлять обидчивость, эффективность | |
4. Поведение | ||
Оценки
|
0 | Преимущественно полевое поведение без признаков критичности |
1 | Частое проявление эффективности (немотивированные крики, двигательное беспокойство). На замечание не реагирует | |
2 | На замечание реагирует, но проявляет напряженность, страх, двигательное беспокойство | |
3 | Чувствителен к оценкам и мнениям окружающих. Напрягается при замечаниях. На поощрение реагирует без выраженных эмоциональных проявлений | |
Блок II. Особенности работоспособности | ||
1. Динамика проуктивности ребенка в процессе занятий | ||
Оценки
|
0 | Отсутствует. Ребенок может быть сосредоточен на каком-то аффективно значимом действии (например, раскачивании, прыжках, постукиваниях). Или, наоборот, проявляет импульсивность, несдержанность, нецеленаправленно хватает предметы |
1 | Неупорядоченная, хаотичная деятельность в процессе занятий. Недлительное сосредоточение на инструкции психолога | |
2 | Замедленный или, наоборот, излишне ускоренный темп при выполнении отдельных заданий | |
3 | Вначале занятий темп может быть замедленный, но постепенно увеличивается. Или, наоборот, вначале наблюдается ускоренный темп, который к концу цикла занятий нормализуется | |
2. Переключаемость и устойчивость внимания | ||
Оценки
|
0 | Слабая. Склонность к застреванию при выполнении аффективно значимых заданий |
1 | Наблюдается склонность к застреванию на предыдущих действиях, но способен к переключению внимания при значимом задании | |
2 | Способен к переключению, но наблюдается застревание на предыдущих действиях | |
3 | Выраженных признаков инерции не прослеживается | |
Блок III. Особенности познавательной деятельности | ||
1. Ориентировочная деятельность | ||
Оценки
|
0 | Выраженная псевдоактивность при полном отсутствии осмысленного анализа объекта. Сниженная активность при поиске объекта |
1 | Ослабленная направленность на объекты, примитивные, стереотипные манипуляции с игрушками с использованием обнюхивания, облизывания, подкидывания и других действий | |
2 | Проявляет интерес к объектам, предварительно разглядывает их, но направленность поиска недостаточна | |
3 | Активные целенаправленные манипуляции с предметами | |
2. Речевая деятельность. Экспрессивная речь | ||
Оценки
|
0 | Полное отсутствие внешней речи. На высоте аффекта произносит звукосочетания, редкие слова или фразы |
1 | Имеется набор коротких стереотипных фраз. Наблюдаются эхолалии. Не пересказывает даже короткий текст. Отсутствуют развернутые фразы | |
2 | Развернутая речь, но практически недоступен диалог | |
3 | Развернутая речь, встречаются речевые штампы, голос маловыразительный. Могут наблюдаться эхолалии | |
3. Целенаправленные действия | ||
Оценки
|
0 | Отсутствуют |
1 | Слабо реагирует на инструкцию психолога. Уходит от задания, но может вернуться и повторить действие | |
2 | Реагирует на инструкцию, но может заниматься другими предметами, которые аффективно значимы, или повторять аффективно значимые фразы и слова (например, «пожар», «горшок» и пр.), что снижает эффективность целенаправленных действий | |
3 | Действия целенаправленны. Может проявлять тревожность, страхи, что отражается на темпе выполнения заданий |
Экстенсивные интенсивные методы диагностики – предыдущая | следующая – Блоки психологической коррекции