canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Ограничение движений и учебной деятельности. Ограничения, с которыми сталкивается больной ребенок.

Хронически больной ребенок в семье (продолжение)

У 6-7 летнего ребенка формируется познавательное отношение к действительности, возникает отчетливое желание быть взрослым, заниматься серьезным делом, и поступление в школу выступает для детей как условие реализации этого желания, Длительное пребывание в больнице связано с пропусками школы или откладыванием поступления в школу. Это рушит планы ребенка, фрустрирует познавательную потребность и потребность в определенных социальных отношениях, выражающихся в положении школьника. У части детей болезнь осознается через ограничение учебной деятельности. Так, Ваня Ж. рисует “счастливого человека” с портфелем. У 70% ребят оценка себя как несчастливых связана именно с невозможностью ходить в школу. Дети внимательно следят за реакцией экспериментатора, стараются “правильно” отвечать на вопросы, требуют выставлять оценки за свои рисунки. У большинства ребят ум называется среди положительных качеств характера. Двое ребят на слово “счастье” в пиктограмме рисуют улыбающегося ученика, которого хвалит учитель.

Следует отметить еще один важный момент, способствующий осознанию ребенком своего заболевания. Это тяжелое лечение, связанное с болью и неприятными побочными эффектами. Лечение вызывает у маленького ребенка больший поведенческий дистресс, чем у подростка, что связано с плохим по сравнению со старшими детьми контролем боли. Ребята часто определяют болезнь через перечисление тех процедур, которые им делают. Катя Т. говорит: “Больной человек по больницам ходит, ему уколы делают, капельницу ставят”. В пиктограмме на слово “болезнь” шестеро ребят изображают шприц, двое — капельницу. Причем боль и неприятные ощущения, связанные с лечением, по-видимому, оцениваются как более сильные, чем боль, связанная с опухолевым процессом. На вопрос “что болит?” дети отвечают “больно, когда делают уколы”, “больно капельницу ставят, кровь берут”. Хотя из истории болезни видно, что у многих детей присутствует боль, связанная с опухолью.

Ограничение движений, учебной деятельности, тяжелое лечение, нарушающее обычный распорядок жизни ребенка, приводит к перестройке самооценки ребенка. Для обследованных детей характерно низкое ценностное отношение к себе.

Средняя оценка по шкале здоровья составляет 0,2. Здоровье становится точкой отсчета для оценки себя по другим шкалам. Это выражается в высокой корреляции между шкалами. Примером может служить самооценка Юли К. Из протокола экспериментально-психологического исследования Юли К.: “Здоровья нет совсем, в больнице долго лежу; несчастливая — в больницу попала, в школу не хожу; характер у меня испортился, маму не слушаюсь”.

Фактор здоровья доминирует в самооценке. Отсутствие здоровья становится травмой, поскольку вплетается в самые разные виды деятельности, создает постоянную ситуацию неуспеха. Невозможность реализовать себя в учебе не означает, что для ребенка она перестает быть значимой: большинство ребят (12 человек) отмечают, что самый счастливый человек — тот, кто ходит в школу. Ограничение двигательной активности также отражается на самооценке: среди вещей, которых не хватает ребенку прежде всего, выделяется возможность свободно играть, бегать, заниматься зарядкой.

Ситуация болезни, фрустрируя ведущие мотивы деятельности ребенка, приводит к изменению самооценки и по шкале характера. Сильная интоксикация организма, побочные действия лекарств приводят к тому, что ребенок становится раздражительным, плохо переносит любое резкое воздействие. Раздражительность связана также с неудовлетворенностью потребностей ребенка, невозможностью реализации желаний. Осознавая свою несдержанность, дети больше всего ценят в людях “умение не кричать”, “не ругаться”. Довольно часто к положительным качествам характера относится ум. Это объясняется как недифференцированностью самооценки ребенка, так и фрустрацией мотива учебной деятельности. В результате низкая оценка по шкале характера оказывается связанной с низкой оценкой по шкале ума.

Неуверенность в себе проявляется и в рисунках детей. Так, Олеся Т. рисует дерево, падающее от ветра и белку, “которая не может на нем удержаться”. Оля С. в аналогичном задании изображает яблоню: “Ветер срывает яблоки с дерева, и тучи сейчас закроют солнце”. Айгунь А. сама предлагает нарисовать что-нибудь. На рисунке появляются улетающие птицы и Серая Шейка, “которая не может улететь и прощается с ними”.

С неуверенностью в себе, по-видимому, связано то, что дети держатся в стороне друг от друга, они не чувствуют, что могут оказать друг другу поддержку. Они почти не играют вместе, в игровой комнате или смотрят телевизор, или собирают по отдельности мозаику.

Следует сказать, что отношение ребенка и к себе, и к болезни в значительной степени ситуативно. Конечно, ребенок не скован наличным впечатлением, но все же понятие болезни У него сильно связано с нахождением в больнице. Выздоровление, отсутствие болезни ассоциируется только с выпиской из больницы. При этом изменяется и ценностное отношение к себе.

Трое ребят, которых готовили к выписке, показали совершенно иное отношение к себе и к своим возможностям. У них гораздо более высокие показатели по всем шкалам. Средняя оценка по шкале “здоровье” составляет 0,9.

При этом телесный недостаток не является значимым для ребенка в этой ситуации. Так, Алеша С. с удаленным глазом по поводу ретинобластомы считает себя здоровым и счастливым так как “операцию уже сделали, и он уходит домой”. Связь понятия болезни с больничной реальностью проявляется и в пиктограмме. На слово “болезнь” Инна В. рисует аквариум, “как у нас в больнице”, Лера Д. изображает шприц, а потом добавляет еще телевизор “из игровой комнаты”.

Это говорит о том, что представление ребенка о болезни в значительной мере ограничено больничной реальностью. Такое отношение к болезни связано с особенностями психики ребенка. “Игра, которая является центром поведения ребенка на протяжении всего дошкольного периода, накладывает отпечаток на все другие особенности этого периода. Вся интеллектуальная жизнь ребенка протекает в сфере наглядного, отсюда несовершенство схематизирующей деятельности. Дети, хотя и не скованы внешними впечатлениями и часто выходят за рамки здесь и сейчас данного, пытаясь установить связь с тем, что было раньше и будет после, но устанавливаемые ими связи так же легко разрываются, как и возникли” (Смирнов, 1985. С.47).

Отношение ребенка к болезни – предыдущая | следующая – ВКБ детей

Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях

Консультация психолога при детско-родительских проблемах

Яндекс.Метрика