Органический шизоидный тип. Описан С. С. Мнухиным и Д. Н. Исаевым (1969) под названием атонической формы органической психопатии. Встречается относительно редко. Замкнутость чудаковатость, странность сочетается с вялой пассивностью с одной стороны, и с аффективной взрывчатостью — с другой. Характерны недоразвитие тонкой моторики, неловкость. Обычно невысокий интеллект сочетается с заумностью и витиеватостью суждений. Отмечаются также избирательные затруднения в оценке времени и пространства. Успехи в математике особенно слабы.
Среди патогенных факторов доминируют тяжелые токсикозы во воемя беременности, множество инфекционных и соматических заболеваний в первые годы жизни. На пневмоэнцефалограмме иногда удается обнаружить признаки атрофии в лобных и лобно-теменных областях.
Владимир Г., 14 лет. Из благополучной семьи. Во время беременности был тяжелый токсикоз. С раннего детства непрерывно болел «простудами». В развитии отставали моторные навыки — когда пошел в школу, не умел сам одеваться. В детском саду не удержался — там все дни плакал и выл, пока не забирали домой. С детьми не общался — смотрел со стороны, как играют другие. До 6-го класса учился удовлетворительно, хотя с трудом давались математика и география (не мог ориентироваться на карте). В школе держался особняком, друзей не имел, но себя в обиду не давал: если задевали, то жестоко бил. Часто, ссылаясь на недомогание и простуду, старался остаться дома. Одно время были навязчивые движения: необычным образом потирал руки, вытягивал их, но делал это только в отсутствии посторонних. Никаких увлечений не было: пробовал собирать марки и значки, но быстро бросил. Любил играть с собакой. При столкновении со старшим братом лез с ним в драку, не боясь быть побитым. Родителям на замечания грубил, однажды в гневе ударил бабушку. Последний год стал сбегать с уроков физкультуры и математики, а затем вообще бросил ходить в школу. Сидел дома, один во что-то играл, смотрел телевизор. Причину отказа ходить в школу не объяснял, при настойчивых расспросах —озлоблялся, швырял вещи.
В подростковой психиатрической клинике держался в стороне, с другими подросткам в контакт не вступал, старался быть незаметным, с персоналом был сух и холоден. На свидании с матерью держался высокомерно, отдавал ей распоряжения.
Во время беседы с трудом вступил в контакт Только при отказе в выписке, покуда не объяснит причины отказа ходить в школу, признался, что на уроках физкультуры над ним все смеялись за его неловкость — не мог поймать мяч и т. п. На уроках математики его «позорили» за то, что не мог ничего понять. Согласился возобновить занятия, если переведут в другую школу. Обнаружил плохую ориентировку во времени и пространстве: не мог хотя бы приблизительно прикинуть время для различных поездок, набросать элементарный план знакомых мест и т. п.
Физическое развитие по возрасту. При неврологическом осмотре — без отклонений. На ЭЭГ — умеренные диффузные изменения, при гипервентиляции рассеянные единичные острые волны.
При патохарактерологическом обследовании с помощью ПДО по шкале объективной оценки диагностирован смешанный шизоидно-сенситивный тип. Имеется указание на возможность изменений характера вследствие резидуальиого органического поражения головного мозга (высокий В-индекс); отношение к алкоголизации — отрицательное, отмечена низкая конформность (свойственно шизоидам). Самооценка — недостаточная: по шкале субъективной оценки достоверно черт какого-либо типа не выделяется и не отрицается.
Диагноз. Органическая психопатия шизоидного типа умеренной степени.
Катамнез через 2 года. В другой школе также не удержался, продолжал учебу путем домашнего обучения, затем в вечерней школе, посещая ее, только чтобы сдать задания.
Диагностика органических психопатий. Основным диагностическим критерием служит клиническая картина — ее особенности, отличающие от сходных конституциональных психопатий — неустойчивой, эпилептоидной, истероидной, гипертимной, лабильно-аффективной и даже шизоидной. Однако все же только по особенностям характера и нарушений поведения бывает трудно дифференцировать с конституциональными психопатиями, особенно с их смешанными типами. Диагностика органической природы психопатии облегчается, если клиническая оценка аномалий характера и нарушений поведения дополняется соответствием одному-двум из следующих диагностических признаков.
1. Наличие в анамнезе явных внутриутробных, родовых и ранних постнатальных (первые 2—3 года жизни) вредностей в виде черепно-мозговых травм, мозговых инфекций и нейроинтоксикаций.
2. Наличие резидуальной неврологической «микросимптоматики» — нерезкие глазодвигательные нарушения, асимметрия лицевой иннервации, неравномерность или диффузное повышение сухожильных рефлексов, а также легкие диэнцефальные расстройства. Вся эта совокупность неврологических отклонений в современной англо-американской медицинской литературе получила наименование минимального мозгового поражения или минимальной мозговой дисфункции — minimal brain damage or disfunction, которые встречаются у 5—10 % здоровых школьников [Wender P. Н., 1971].
3. Выявление с помощью вспомогательных диагностических методов признаков резидуального органического поражения головного мозга — спаечных процессов и гидроцефалии на пневмоэнцефалограмме, признаков повышения внутричерепного давления или аномалий оссификации черепа на его рентгенограмме, диффузных патологических изменений на электроэнцефалограмме, отклонений от нормы при диэнцефальных функциональных пробах.
4. Установление признаков, присущих изменениям по органическому типу при патохарактерологическом (высокий В-индекс, см. стр. 39) и патопсихологическом (нарушения внимания, особенно его концентрации, истощаемость при выполнении заданий и т. п.) исследовании.
Одни только дополнительные диагностические критерии без соответствующей клинической картины не могут быть основанием для установления органической природы психопатии. Могут быть и сведения о мозговом поражении в раннем онтогенезе, и «неврологическая микросимптоматика», оставленная ими, и патологические изменения на электроэнцефалограмме, но клиническая картина может убедительно свидетельствовать о конституциональной психопатии или психопатическом развитии.
Органические психопатии следует отличать от отдаленных последствий поражений головного мозга в виде травматической энцефалопатии (см. гл. XXIII), которые бывают следствием черепно-мозговых травм, перенесенных в возрасте старше 3—4 лет. Сходные энцефалопатические картины развиваются также после мозговых инфекций и нейроинтоксикаций в том же возрасте. Энцефалопатиям, кроме психопатоподобных нарушений поведения, бывают свойственны выраженная вегетативная лабильность и церебрастенические симптомы (головные боли, укачивание во время езды на транспорте, плохая переносимость жары, духоты, шума, мельканий и т п.). У подростков травматические энцефалопатии встречаются втрое реже, чем органические психопатии [Короленко Ц. П. и др., 1978].
истерические реакции – предыдущая | следующая – динамика психопатий
Подростковая психиатрия. Содержание.