4. Увлечения в настоящем и прошлом, под чьим влиянием был сделан выбор, каковы были достигнутые результаты, почему были заброшены.
5. Отношения с родителями и внутрисемейные отношения — состав семьи, кто из ее членов занимался воспитанием, наиболее близкий член семьи, наличие у подростка конфликтных отношений с отдельными членами семьи и причины этих конфликтов; конфликты между другими членами семьи и отношение подростка к этим конфликтам.
В случае распавшейся семьи необходимо выяснить, в каком возрасте подростка это случилось, его отношение к разводу родителей, поддерживается ли контакт с родителем, покинувшим семью. Полезно также будет услышать от подростка его впечатление об основных чертах характера его родителей (эти характеристики нередко бывают весьма точными).
6. Нарушения поведения в прошлом — прогулы, мелкое хулиганство, курение, выпивки и знакомство с другими дурманящими средствами, побеги из дома; задерживался ли милицией — за что и когда, состоял ли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних и почему.
7. Наиболее тяжелые события в прошлой жизни и реакция подростка на них. Наличие в прошлом когда-либо суицидных мыслей, обстоятельства, при которых они возникали, совершались ли суицидные попытки.
8. Перенесенные соматические заболевания — как они сказывались на учебе и на положении среди сверстников. Наличие в настоящем и в прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения.
9. Сексуальные проблемы. Прежде чем затронуть эту тему, необходимо объяснить подростку, что врача эти проблемы интересуют не сами по себе, а чтобы выяснить возможные переживания и получить более полное представление о характере. Необходимо предупредить также, что все сообщаемые подростком сведения не будут переданы ни родителям, ни другим лицам без его согласия. Опрос здесь касается первых влюбленностей и связанных с ними психических травм, самооценки своей привлекательности, начала сексуальной жизни и скрытых переживаний по поводу своей сексуальной неполноценности (онанизм и пр.).
Раскрытие сексуальных переживаний и подтверждение суицидных мыслей в прошлом являются показателем высокой степени откровенности, если только подросток не ставит целью показать у себя наличие психического расстройства.
В заключение опроса следует снова вернуться к болезни или психотравмирующей ситуации и теперь при установившемся контакте постараться получить более подробные и точные сведения, включая те вопросы, отвечать на которые подросток ранее избегал.
Опрос подростка лучше проводить в виде свободной непринужденной беседы. Не следует в его присутствии делать никаких записей, а тем более заполнять историю болезни— это крайне настораживает большинство подростков, вызывает у них недоверие, затрудняет контакт. Лучше, чтобы подросток не чувствовал, что беседа ведется по какой-то заранее уготовленной схеме. Перемену темы надо постараться сделать естественной и плавной. Например, переходя от увлечений к отношению с родителями, можно начать с вопроса, препятствовали или поощряли то или иное увлечение отец и мать.
Опрос родителей и сведения других лиц
Опрашивать родителей лучше порознь и начинать с матери, которая обычно может дать гораздо больше сведений, чем отец. Если воспитанием подростка занимался какой-либо другой член семьи (бабушка и т. п.), желательна беседа также и с ним. Встреча лечащего врача с другими членами семьи (совершеннолетними и старшими подростками) бывает необходима, если возникают предположения, что от них можно получить дополнительные важные сведения или иное, более объективное, освещение событий и отношений в семье, чем от родителей. Необходимо иметь данные о развитии подростка с первых дней его жизни.
Токсикозы и другие вредности во время беременности, тяжелые роды, асфиксия в родах, серьезные заболевания в первые годы жизни, особенно нейроинфекция и нейроинтоксикации, лихорадочные заболевания с помрачением сознания или судорогами настораживают в отношении возможности резидуального органического поражения головного мозга. Возраст, когда начал ходить, произносить первые слова, когда появилась фразовая речь, может указать на задержки развития. Энурез в возрасте после 4—5 лет, ночные страхи, заикание, раздражительность, беспокойство, капризность могут быть проявлениями детской невропатии.
Важно узнать впечатление родителей о первых годах подростка, о его темпераменте, характере, манере вести себя — был ли он спокойным или суетливым, робким и застенчивым или бойким и отчаянным, общительным или держался в стороне от детей и вообще чем ребенком отличался от ровесников. Если посещал детские учреждения, то легко ли там осваивался, охотно ли туда ходил, были ли жалобы от воспитателей и на что.
Определенную осторожность должны вызывать сообщения родителей о чрезвычайно раннем развитии ребенка (научился читать в 3—4 года, поражал математическими способностями и т. п.). Обычно это свидетельствует вовсе не о формировании выдающихся способностей, а о раннем становлении некоторых типов акцентуации характера или о чрезмерном стимулировании развития этих способностей самими родителями в ущерб гармоничному развитию психики ребенка в целом.
О школьных годах можно узнать, легко ли в 1-м классе адаптировался к новым условиям, охотно ли ходил в школу, как учился, как сходился с товарищами, приходилось ли менять класс и школу, не возникали ли трудности при их смене, приходилось ли бывать в пионерских лагерях, как там осваивался, как произошел переход от начальных классов с одним учителем к предметной системе обучения. Если подросток уже закончил 8 классов, то важно выяснить, как было принято решение о дальнейшем обучении (ПТУ и его профиль, техникум, средняя школа): самим подростком, под влиянием родителей или вопреки их желанию, под чьим-либо влиянием со стороны.
Далее необходимо выяснить, какие были нарушения поведения, когда они появились, чем, по мнению родителей, были вызваны, а также реакцию родителей на них.
Полезно также от каждого из родителей в отдельности получить сведения по всем девяти пунктам, перечисленным при описании опроса подростка. Наконец, в случаях психического заболевания должен следовать детальный расспрос о всех его проявлениях и развитии. При опросе членов семьи записи можно вести во время самой беседы.
Помимо родителей и других членов семьи, необходимо получить сведения с места учебы (работы). Письменные характеристики в ответ на запросы крайне желательно дополнить беседой с воспитателем (мастером), наиболее хорошо знающим подростка. От него можно бывает многое узнать об отношении к учебе, о взаимоотношениях с товарищами, о манере вести себя, о нарушениях поведения, о первых проявлениях психического заболевания и об отношении учебного заведения к подростку. О подростках, состоящих под наблюдением инспекции по делам несовершеннолетних милиции, очень ценные сведения удается получить от инспекторов, которым доводится видеть подростка в стрессовых ситуациях, знать компанию его приятелей и т. п.
перверзии – предыдущая | следующая – осмотр
Подростковая психиатрия. Содержание.