III. Неврозы и личностные расстройства.

Психодинамика неврозов и личностных расстройств.

Следующие представления о неврозах и личностных нарушениях вытекают из психо­аналитического анализа заболеваний и соответствующего моделирования психическо­го функционирования. K ним относятся:

— предположение, что большая часть душевной деятельности протекает бессозна­тельно, недоступна прямому наблюдению и может быть открыта лишь косвенным (непрямым) образом;

— представления (не объективизированные) о душевной организации как трех взаимосвязанных частях личности (инстанциях): «Я», «Оно» и «Сверх-Я») — так на­зываемая структура или трехинстанционная модель психоанализа;

— понимание становления психической болезни как специфического результата взаимодействия предрасполагающих факторов, жизненного опыта (включая раннее детство) и актуального влияния окружающей среды.

Ориентация на биографическое продольное сечение и индивидуализированное понимание отделяет психоанализ от других теоретических концепций заболевания, в том числе теории обучения (и вытекающей из нее поведенческой терапии) и терапии об­щением, являющейся терапевтическим выводом, прежде всего, из системной теории семьи (а значит, теории взаимных личностных уступок).

Трехинстанционная модель психоанализа.

Психоаналитическое понимание представляет себе три значительные структуры душевной организации, именуемые «Я», «Оно» и «Сверх-Я», которые возникают начиная от периода новорожденности, как недифференцированной матрицы, путем длительного, захватывающего личность процесса, в результате которого «Я» образуется, по крайней мере, в течение первых трех, a «Сверх-Я» — первых шести лет жизни. Первым в осмысливании психической организации в духе трехинстанцион­ной модели, a также в понимании происхождения неврозов является представление важности конфликт-динамики. B противоположность понятию невроза лучше употреблять понятия «,,Я”-нарушение» или «структуральный дефицит», из которых вы­текает понимание психоаналитической конфликт-модели. Здесь вместо этиологической гипотезы психоаналитическая психология предлагает в рамках трехинстанционной модели фазоспецифическую теорию нарушений организации личностной структуры.
«Оно» может быть описано как инстинктивный полюс личности, или, по словам Freud, также как резервуар жизненной силы или преимущественный источник жиз­ненной энергии. Манифестация инстинктивной энергии может проявляться в либи­динозном и/или агрессивном качестве. Содержание «Оно», частично врожденное, частично приобретенное в течение жизни, бессознательно и недифференцировано. Другие составные части психоаналитической модели — «Я» и «Сверх-Я» — подчиняются господству принципа удовольствия (хочется немедленного, безусловного освобожде­ния инстинктивной энергии без моральных расчетов и реалистических выводов). При столкновении с такой неуступчивостью устанавливается антагонизм между «Оно» и другими душевными инстанциями. «Оно» устанавливает первичный процесс (отказ от временных связей, отмену противоположностей, смещение, сгущение (уплотнение) понятий и символизацию принятых логических структур) в противополож­ность «Я» и сознательной части «Сверх-Я», в которых господствует причинность, логика, реальный процесс (вторичный процесс).
«Сверх-Я» — такая внутренняя инстанция, которая у каждого ребенка в течение его семейной, а затем и внесемейной социализации передает для исполнения усвоенные во внеличностной форме нормы и правила поведения. Препятствующим желанию ребенка уменьшить влияние этой нормативной инстанции является «наказание», устанавливаемое воспитывающей его личностью, прежде всего, путем воспитания чувства вины и стыда, которые исходят от «Сверх-Я» в форме неодобрения и осуждения со стороны посторонних. «Я-идеал» может быть понят как частичная инстанция «Сверх-Я», с помощью которой индивидуум получает необходимое нарциссическое поощрение (например, в форме духовного самолю­бования), лежащее в ориентировании на идеал.
«Я» является приспособительным «органом» человека, который способствует выравниванию конфликтных требований (претензий) между двумя инстанциями («Оно» и «Сверх-Я») и другими требованиями реальности. Это прежде всего функциональное определение, не имеющее всеобщего применения даже в психоаналитической лич­ностной психологии и имеющее отношение к эмоциональной стороне (к эмоцио­нальности). Это понимается как процесс, направленный на самоутверждение. Для этой цели работает «принцип реальности» — «думающая, планирующая, предусматривающая система» (Elardt, 1984). Единичные функции «Я» (восприятия, мышление, реактивность, моторика, синтетико-интегративные функции, импульсивность и аффективность и др.) служат целям упорядочения и жизнеобеспечения. Это, в частности, имеет значение для способности развития от сигналов страха (в понимании сигналов опасности не только внешних, но и внутренних, связанных с требованием реабилитации «Оно» с помощью соответствующего опыта). Сигналы страха провоцируют «Я» для принятия защитных контрмер. Поскольку эти контрмеры действуют во внутреннем опыте, они находят отражение и резюмируются в понятиях защиты. «Я» выступает в роли носителя жизненно важной защитной функции, так сказать, поля защиты в противоположность «Оно», которое является источником силы, инстинктивным полем. Невротические симптомы и личностные особенности представляют собой компромисс между импульсами влечения и защитой, в котором «Я» принимает постоянное и решительное участие в их возникновении и формулировании.

Защитные механизмы.

Защитный процесс осуществляется в формальной операции, называемой «защитным механизмом». B каждом случае защитный механизм распознается по личностной структуре, типу заболевания и генетической ступени развития, в которой защитный конфликт проявляется (Laplanche u. Pontalis, 1975).

Важнейшими защитными механизмами являются:

Вытеснениевыведение нежелательных импульсов и связанных c ними желаний в подсознание c целью длительного подавления возможности их возврата в сознание. Универсальный психический процесс, являющийся составной частью постулируе­мого психоанализом деления психики на сознательную и подсознательную части, является главным среди других защитных механизмов и использовался, как синоним «защиты».

Проекцияперенос нежелательных качеств личности (нежелательных с точки зрения «Сверх-Я» личностных качеств на внешний мир, часто из намерения борьбы с этими нежелательными качествами).

Расщепление и диссоциацияотрицание внутренних конфликтных комплексов путем их высвобождения из соответствующего контекста, в постоянной связи с высвобождающей деятельностью «Я-функционирования». «Расщепление» в противоположность «диссоциации» имеет специфическое значение отделения «очень хорошо» от «очень плохо» для объективной и субъективной защиты личности.

Отрицаниепренебрежение реальностью.

Идентификацияинтериоризация,или процесс “принятия внутрь” атрибутов других внешних объектов.

Реактивное формированиеинтенсификация вытеснения в противоположность инстинктивным переживаниям в сознании индивидуума.

Рационализациявторичное оправдание обычно предосудительного поведения бытовыми мотивами.

Изоляцияотделение представления от сопутствующего ему аффекта, который вытесняется при сохранении осознанности представления; выход за пределы реального осмысления событий (магическое мышление взамен опыта, запретное поведение взамен акции «стирания»). Изоляция является одним из главных защитных механизмов при неврозе навязивостей.

Переносотделение эмоциональных реакций от их первоначальных представле­ний и связывание их c другими, менее интенсивными представлениями (главный механизм фобий).

Поворот к собственной персонеобратное направление инстинктивных импуль­сов на себя, прежде всего через переориентацию от гетеро- к аyтоагpессии, — глав­ный механизм депрессии.

Конверсияперенесение вытесненного психического конфликта ка соматические функции (главный механизм конверсивного невроза).

Регрессияпереход на ранние, «примитивные» формы переживания и саморегу­ляции в целях самозащиты. B становлении и возникновении неврозов регрессивный процесс неизбежен. Регрессия как общая характеристика невротической защиты занимает видное место в механизме вытеснения как единственного защитного способа упорядочения (Mentzos, 1982).

Перенос защиты, как мы часто это видим, наружу, в сферу межчеловеческих отношений, называется психосоциальной защитой. При этом установленные подсоз­нательно межчеловеческие отношения, служащие для интрапсихической защиты, оправдываются, а реальные связи игнорируются. Чаще всего это проявляется при выборе партнера с соответствующими дополнительными невротическими требова­ниями к нему, или в выборе ролевого поведения (прежде всего, родителей к де­тям), или при манипулировании (управлении поведением), соблазнение и взаимном влиянии в условиях тесных межперсональных отношений (даже с врачом) (Mentzos, 1980). Неврозы (и даже некоторые психические заболевания и психозы) часто манифестируют в форме сшибки. Ни интрапсихическая, ни психосоциальная защита не являются сами по себе патологи­ческими. Основой защитного поведения является охрана существования и значения «Я», функционированние которого может нарушиться при осознанном столкновении с конфлитными темами, приведя к длительному болезненному нарушению качества жизни индивидуума. Защита требуется при несовместимом содержании, нежелательном для «Я» (на­пример, запускающем механизме страха), когда стоящие перед психическими инстанциями задачи в разной степени тяжелы и создают угрозу интеграции и четкому функционированию всей психической организации. Как правило, это приводит к инфантильному конфликту, свойственному детям в первые шесть лет жизни, возни­кающему от давления реальности (и воспитания) и требующему вытеснения. Знание типичных фазоспецифических конфликтов периодов развития является важной пред­посылкой для понимания невротических расстройств y взрослых.

Психоаналитическое учение o развитии.

Психоаналитическая психология развития охватывает сегодня дифференцированную теоретическую систему гипотез инстинктивного развития детей (Freud), развития «Самости» (Kohut), развития «Я» (Hartmann), «процесс сепарации и индивидуализа­ции» (МаћІег) и развития объективных связей (Kernberg).

Фазы лсихосексуального развития.

Согласно Фрейдовскому пониманию, психосексуальное инстинктивное созревание у детей охватывает различные фазы (оральную, анальную, фаллическую и эдипову), каждой из которых соответствует эрогенная соматическая зона, определяемая по главному источнику инстинктивного удовлетворения (соответственно, сначала оральная зона, затем зона анального отверстия и, наконец, генитальная зона). Согласно Фрейду , инстинктивное созревание заключается в получении удовлетворения от раздражения различных, в зависимости от фазы развития сексуальности, эротичес­ких зон (оральной, анальной, фаллической — так называемый инфантильно-гениталь­ный способ), пока, наконец, в пубертатном периоде оно не сменяется приоритетом гениталий. Таким образом, зрелая сексуальность из потребностей достижения ин­стинктивной цели (удовлетворения) в своем единстве и общности присоединяет и включает в себя иные виды сексуальности. Пока привлекательность любовного объекта ограничивается только лишь частями его тела (грудь, пенис и т. д.), т. e. символи­ческими эквивалентами и/или инфантильными способами удовлетворения (ораль­ный, анальный, подсматривание, обнажение) и не достигают генитального окончания, как конечной цели, можно говорить о частичных объектах или частичной инстинктивности.

Оральная фаза (в течение всего первого года жизни). Первый контакт с миром через глубинную чувствительность и кожу, а позднее и путем зрительного восприятия. Гос­подствующие неприятные переживания: голод, боли в животе (глубинные боли); гос­подствующие приятные переживания: насыщение, успокоение. Развитие архаичных ощущений, связанных как с поощрением, так и с порицанием (позднее более болез­неннокорригируемые). Тотальная зависимость от ухаживающей персоны, которая пеленает, подмывает и распеленывает, и которая представляет для ребенка первый обобщенный образ. Симбиотическая привязанность к осуществляющей уход персоне: расставание с ней переживается как экзистенциальная угроза; начало чисто пассив­ного удовлетворения от насыщения (пассивный оралитет); затем развитие активно-­орального аспекта, попытка схватывания и поддерживания груди матери, попытка уку­сить (хорально-каптативные» и «орально-садистические импульсы»). Агрессия в этой фазе проявляется в «оральной зависти» и «оральной ярости», постоянно связанной c чувством бессилия. Главный страх — страх утраты объекта, страх расставания; позже — страх лишения любви главного объекта (матери). Переживания превербальны, так как не передаются путем языковой коммуникации и недоступны рациональной перера­ботке.

Анальная фаза (2-4 года). B нашей культуре — время воспитания навыков опрят­ности. Удерживание кала переживается как удовольствие, и ребенок вместе с этим удовольствием приобретает власть над матерью, таким образом привязывая ее к себе (горшковый ритуал); основная модель значительно более поздних сaдо-мазохистских отношений с объектом. Одновременно ребенок ощущает удовольствие от продуциро­вания (кала). Лучше описывается как соматическая граница различения внутреннего и отторгающегося от него продукта (первая собственная продукция ребенка и его «благодарность» матери, лежащая в интимной сфере). Одновременно и параллельно с этим сосуществует и «фаза упрямства», в период которой ребенок обучается отграничению от своего симбиотического объекта путем научения слову «нет» (которое сосуществует со словом «да» ). Тематика власти, силы, верх-низ, обязательного исполнения (принуждения) среди прочих стоят на первом плане. Моторика все более развивается, приводя к новым успехам в овладении собственным телом и ловкости. Жажда деятельности, экспансивные стремления (которые уводят от матери!). Расширение социального радиуса, принятие решения о том, является ли окружающий мир при предстоящем соприкосновении с ним соблазни­тельным или внушающим страх. Понимание мира путем магического мышления. Влечение к разрушительной деятельности (из любопытства иногда осуществляемой) — по этой причине фаза называется «анально-садистическая». Подчинение установленным родителями нормам в этой фазе происходит из страха лишения любви и, прежде всего, из господствующего теперь основного страха наказания. Анальная фаза развития инстинктов определяется временной рамкой, во время которой, согласно M. Mahler , происходит процесс отделения и индивидуализации и заканчивается к концу третьего года жизни. Этот процесс ведет к постепенному отделению от матери и внутренней автономии (от матери), которые в той степени, в какой это возможно для ребенка такого возраста, ведут  к самостоятельности, осво­бождению и разграничению индивидуальности. Процесс постепенно нарастает, вступая в так называемую «фазу повторной близости» (от 18 до 36 месяцев), когда автономная деятельность ребенка становится особенно значительной. B этой фазе ребенок стремится прочь от матери, пока страх отторжения и томление по ласке не приводят его к ней снова. Регрессивное повторное стремление к близости с матерью с ее стороны вызывает страх утраты приобретенной ребенком самостоятельности. Маятниковые движения от матери и к ней определяют в каждом конкретном случае оптимальную дистанцию от симбиотического объекта. Таким образом ребенку при­вивается автономия, поскольку материнское существование или повторная встреча c матерью гарантируют необходимое укрытие (защиту).

Фаллическая фаза (4-5 лет). Открытие половых различий (любопытство, удоволь­ствие от показа и подсматривания). Открытие самоудовлетворения и вследствие этого рост автономии. «фаллическая гордость» мальчиков (большие гениталии, больше струя при мочеиспускании и т. д.), открытие мальчиком, что у девочек отсутствует пенис, что приводит к страху кастрации, а у  девочек — к разочарованию и зависти к тем, кто им (пенисом) обладает, — и, по аналогии, зависть к имеющим грудь и женские половые органы у юношей, которые открывают для себя, что их мужественность лишена этих привлекательных предметов. По времени эта фаза пересекается с эдипо­вой фазой, которая первично характеризуется эдиповым треугольником.

Эдипова (инфантильно-генитальная) фаза (4-6 лет). Если до сих пор ребенок, преимущественно,поддерживал двойные связи (с матерью, отцом, братьями или сестрами), то теперь все большую роль приобретает эдипов конфликт в рамках треугольника взаимосвязей. Ребенок составляет теперь представление o том, что между отцом и матерью имеется связь, из которой он чувствует себя исключенным и кото­рая вызывает y ребенка сексуальное фантазирование, связанное c переработкой на­блюдаемой в 1-2-летнем возрасте сексуальной связи родителей. Желание ребенка заключается в устранении половых органов родителей (желание смерти сопернику, последствий которой он не представляет) и перенесении себя на место другого по­лового органа родителей (в связи с этим часто возникает латентно-соблазнительный сигнал «поддержки»). Позитивный эдипов комплекс (ненависть к одноименному полу и любовь к про­тивоположному полу родителей) может тормозиться любовью к сопернику и стра­хом мести (страх кастрации). Это гораздо менее часто наблюдаемая сторона манной стадии развития, корнем которого является негативный эдипов комплекс, состоящий в том, что ребенок идентифицирует себя c родителем противоположного пола, выполняя в соответствии c этим роль партнера однополого c ним родителя. Для мальчиков это означает подчиненность отцу и даже пассивно-заботливое увлечение им, для девочек — активно «фаллическая» конкуренция. B каждом таком варианте эдиповых конфликтов возникающая агрессивность связывается y ребенка сильным страхом с чувством вины. Все это вместе co осознанием невыполнимости своих эди­позных желаний дает ребенку повод для прекращения эдипозного фактазирования («гибель эдипова комплекса», качало нового периода развития ранней сексуальности от 5-6 лет до начала пубертата). Эдипова фаза, заканчивающаяся в благоприятном случае идентификацией ребенка с родителем одного с ним пола, связана с развитием перспективы на будущее («когда я вырасту и стану таким, как мой папа, я буду так же, как мой папа, иметь жену, и она будет такой, как моя мама»). Таким образом, возникает сильное стремление к развитию, пробуждаемое идеальным представлением об отце и матери. «Сверх- Я» как внутренняя, отделенная от родителей цензурная инстанция, теперь полностью удовлетворено. B некоторых благоприятных случаях эдипов комплекс разрешает­ся не описанным выше способом, но путем вытеснения с всегда наличествующей возможностью его реализации в более поздний период жизни.

Нарциссическое развитие.

Психоаналитическая теория нарциссизма (так же, как психоаналитическая психоло­гия «самости») тематически объединяет развитие внутренней картины личности (саморепрезентативность), самопереживание, самооценку и отграничение самости от объек­та. Инстинктивное развитие и нарциссическое развитие тесно связаны друг с дру­гом. Некоторые формы проявления неврозов и личностных расстройств становятся более понятными при применении к ним этиологической гипотезы психологии са­мости (Selbst-Psychologie). B психоанализе нарциссизм есть безоценочное понятие, которое Фрейд ввел для распределения энергии либидо между объектом и субъектом. Позднее Kohut и. Kernberg разработали многочисленные условия для нормального развития нарциссизма и ве­роятные факторы нарушения этого развития. Ребенок развивает картину собственного «Я» и самооценку в процессе постоянного взаимообмена сигналами с окружающим миром. Решающими при этом являются:

  1. Радостное установление самости и жизнедеятельности ребенка через мать (нар­циссическое зеркало, в которое смотрится ребенок, глядя на блеск глаз своей матери).
  2. Возможность идеализировать и интериоризировать образ одного из родителей (прежде всего отца) для превращения внешнего образа в «Я-идеал».

Мало-помалу интериоризация радостного, симпатичного ребенку отражения ма­тери служит созданию внутренней нарциссической регуляции переживания самости и самооценки у ребенка по мере его взросления. Формирование внутренней картины «Я» и самоидентификация с необходимым разграничением от внешнего мира есть необходимое условие развития. Недостаток этих условий, приводящий к уменьшению эмпатии к матери (чувства взаимосвязи, ощущения идентификации с нею), в конечном счете вызывает разочарование в идеальном образе родителей и часто приводит ребенка к фантазиям относительно собственного величия, неуязвимости и самодостаточности, которые могут явиться источником (патологического) са­моотражения. B этом оправдывающем себя «самовозвеличивании отражается конфронтация с действительностью (уход от конкурентной или испытывающей ситуации), всегда возникающая в социальной среде, делающей очевидной собственную несостоятель­ность. Люди c подобной грандиозной самопрезентацией вынуждены ограничивать себя в межчеловеческих отношениях, потому что, в первую очередь, ищут не дей­ствительных, a идеализированных партнеров, соответствующих проекции собствен­ного Я; отказ от выставленных ими требований часто вызывает экстремальную «нарциссическую ярость».

Патогенез неврозов.

С психодинамической точки зрения невротический конфликт взрослого индивидуума является индивидуальным вариан­том типичного конфликта раннего генеза. B зависимости от биографического опыта единичный случай проявляется, главным образом, как конфликт с ближним и дале­ким окружением, конфликт зависимости, автономности, разрыва, агрессии, сексуаль­ный (эдипов) конфликт и конфликт самооценки. Когда конфликт не получает соответствующего фазоадекватного решения в дет­стве, он вместо этого существует в его первоначальной интенсивности в вытесненной форме, в связи с чем возникает невротнческое предрасположение, которое при опре­деленных условиях может проявиться в форме невроза (не обязательно). Вытеснение связано с положительным усилием, которое, в свою очередь, стремится к разряд­ке, к уменьшению чувства страха и проявляется во вторичных реакциях облегчения (например, неадекватная агрессивность, сменяющаяся покорностью у ребенка, ко­торый вообще подчиняем и покорен). B благоприятных случаях посредством вытесне­ния устанавливается равновесие, с помощью которого индивид способен жить, пусть даже путем известного самоограничения (А. Freud). Если такое равновесие нарушается вследствие изменения условия, появляется воля к приспособлению, приводящая к неврозу (как одной из форм восстановления гомеостаза). Выход из этик конфликтспецифичных случаев соблазна или запрета, ситуацион­ная динамика которых приводит к вытеснению душевного конфликта и проявляется в феномене «ключа—замка»: ситуация соблазна—запрета, когда сильные и значимые для взрослого вытесненные импульсы (соблазн) возникают одновременно с отменой прежнего вознаграждения за подавление первоначально вознагражденного от­каза (запрет). Такая констелляция может привести к невротической симптоматике, в которой вытесненные, доставляющие инстинктивное удовлетворение импульсы (в скрытой форме и ценой болезни), возможно, одновременно сочетаются с новыми защитными механизмами с целью уменьшения страхов в виде новых связей, приводящих к облегчению (вторичный выигрыш через болезнь) и стабильному образованию невротических симптомов.

Механизм невротического симптомообразования. Выбор симптомов зависит от того, какая часть вытесненных, связанных друг с другом переживаний проникает в созна­ние. Каждое конфликтное, связанное с другим, переживание состоит, по меньшей мере, из пяти частей, каждая из которых, изолированно одна от другой, может проникать в сознание следующим образом:

  1.  в виде представлений (чаще всего навязчивых);
  2.  соответствующим аффектом (представленным, в частности, при невротичес­кой депрессии)
  3.  соответствующим моторным импульсом (преобладает навязчивое поведение — двигательные навязчивости — или конверсионные симптомы):
  4. вегетативным проявлением аффекта (например, общий необоснованный тре­мор или покраснение);
  5. (вторичный) негативный аффект, связанный с комплексом и первоначально приводящий к вытеснению (в большинстве случаев — страх).

Следует различать характерные симптомы, возникающие при определенных невро­зах и имеющие определенные проявления (например, фобические или конверсионные симпто­мы), и нехарактерные симптомы, которые обычно сопровождают различные нервные заболевания c приоритетной комфликттематикой (например, неполадки ка работе, боязнь контактов, пассивное сознание ложности своего положения, длительное ожи­дание).

Первичное и вторичное происхождение болезни. Невротические симптомы приво­дят к субъективному страданию, которое одновременно причинно связано с частичным удовлетворением запретных побуждений. B этом отношении они связаны с пер­вичным происхождением болезни. Спонтанные ремиссии после прекращения пусковой ситуации удовольствия или запрета встречаются достаточно часто. Значительную роль долговременной поддержки неврозов играют вторичные факторы происхождения болезни, которые, помимо первоначальных причин, связаны c реакцией на воздействие окружающего мира в форме невротических симптомов.
Вопрос о том, как возникает невроз, следует отделять от других сопутствующих вопросов о том, каким образом поддерживается это болезненное состояние. Исходя из этого, целесообразно судить о первичном или вторичном происхождении болезни. При этом ищут психодинамические и теоретические подходы к разработке концепции данного невроза. B каждом случае, несмотря на то что столкновение с невроза­ми воскрешает даже у врача собственный болезненный опыт, субъективная оценка может быть ненужной и излишней.

Определение неврозов.

C психодинамической точки зрения неврозы определяются как психические заболе­вания, при которых имеют место:

— взаимодействие средовых факторов и патогенного влияния детских (до шести лет) конфликтов, образующих предрасположение;

— возникающие при взрослении дополнительные условия (конфликтспецифичес­кие удовлетворения и задержки), являющиеся предопределяющми в развитии невро­зов, – это актуализация вытесненного инфантильного конфликта;

невротическое симптомообразование как новый компромисс между актуализи­рованными инфантильными инстинктивными желаниями и защитой от них;

поддержка этих невротических приспособлений к действительности через вто­ричное внутрипсихическое, часто даже социальное облегчение путем невротическо­го, часто субъективно-болезненного поведения.

Дифференциальный диагноз.

Когда мы говорим o типичных неврозах, имеется в виду упомянутая раньше осмыс­ленная психодинамическая взаимосвязь между симптомом, пусковой ситуацией и установлением характера ранней детской травматизации. При этом мы должны ис­пользовать (для оценок состояния и диагностики) свободный от невротических симп­томов интервал, чтобы своим вмешательством случайно не нарушить конфликтспе­цифическую ситуацию соблазна и запрета. Считая невротические переживания и невротическое поведение возвратом к пубертату или даже к детству (так называемая преморбидная симптоматика), лучше все же говорить о невротическом развитии.
С прогностической точки зрения важно проводить разграничение между симп­том-неврозом и характер-неврозом. Характер-неврозы отличаются от симптом-не­врозов разветвленной и характерной устоявшейся симптоматикой (через единич­ные, ранее установленные, очерченные симптомы). Ошибки в приспособительном поведении при характер-неврозах привычны и исходят от «Я»-синтонности. Можно также сказать, что человек обладает определенными и устойчивыми свойствами характера и не впадает в растерянность без особой конфронтационной ситуации. B новой диагностической классификации такие длительные болезненные периоды на­рушения приспособительного поведения обозначаются термином «личностные расстройства». Остается открытым вопрос, следует ли, если личность рассматривает нарушение приспособительного поведения как болезнь и болезненно переживает его, расценивать это как проявление характер-невроза или как постоянные свойства ненормального характера в ненормальных социальных условиях.

Неврозы и личностные расстройства следует отличать от так называемых острых реакций нагрузки (реактивных состояний, острых реакций на стресс) и нарушений приспособительного поведения (адаптационные приспособительные реакции). Часто в этой связи прибегают к термину «конфликт- реакция» или даже «ненормально реактивное переживание» (K. Schneider). Острые реакции на стресс (на причиненный ущерб, острые реактивные состояния), по оп­ределению МКБ-9, — это преходящие расстройства, длящиеся от нескольких часов до нескольких дней, разной степени тяжести и проявления, возникающие как реак­ция на такие тяжелые повреждающие факторы соматического или психического характера, как природные катастрофы или военные события. K реакциям в форме нарушения поведения (также по классификации МКБ-9) относятся легкие или пре­ходящие психические нарушения, которые, однако, более продолжительны, чем острые реакции на стресс, и возникают у лиц, ранее не страдавших психическими расстройствами. Реакции в форме нарушения поведения длятся обычно не более нескольких месяцев или, как правило, проходят в узких временных рамках и связа­ны с такими психическими травмами, как, например, траур или развод. Нарушения поведения следует отличать от депрессивного настроения или состояния страха, а так­же от состояний снижения работоспособности и реакций регрессивного ухода от трав­мирующей ситуации.
«К клинической картине конфликтреакций относится временное и понятное пере­плетение в речи понятий, связанных с угрожающей разрушением кокфликтситуа­цией» (Brutigam, 1985). Часто реакция представляет собой готовый способ облегче­ния в форме катарсиса, что само по себе не относится к понятиям патопсихологии неврозов. От так называемых эндогенных психозов неврозы и личностные расстройства отличаются, прежде всего, тем, что даже при возможной утрате способности к реальному восприятию и реальному переживанию (например, при деперсонализации) остается способность к реалистической ориентировке, отличающая внутренний мир от внешнего и утрачиваемая при острых психотических эпизодах.

 

 

Социальная запущенность и заброшенность детей и подростков. – предыдущая | следующая – Клиника неврозов.

ПСИХИАТРИЯ. ПСИХОСОМАТИКА. ПСИХОТЕРАПИЯ. Оглавление.