тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

9.3. Нарушение процесса решения задач у больных с поражением лобных отделов мозга (продолжение)

Все эти дефекты обнаруживаются у больных с поражением лобных долей мозга уже при повторении условия задачи. Условие задачи имеет типичную психологическую структуру: оно включает «вещественное» фактическое содержание, где элементы находятся в определенных взаимоотношениях, и всегда заканчивается вопросом. Вопрос составляет предикативное звено задачи, он ставит данные условия задачи в определенные отношения, образуя тем самым из них единое целое, придает задаче смысл. Здоровые люди могут не удержать условие задачи, ее детали, но вопрос задачи они понимают и удерживают с первого прочтения задачи. Чтение (или прослушивание) условия задачи у больных не вызывает активной ориентировочно-исследовательской деятельности. Задача не выступает для них как вербальная целая система, значение которой нужно расшифровать, и, как следствие, они понимают и повторяют лишь отдельные фрагменты задачи, нередко замещая некоторые звенья инертными стереотипами, персеверациями, эхолалиями и побочными вербальными связями. Особенно существенной является неспособность этих больных удерживать конечный вопрос задачи. Часто даже при правильном повторении условия задачи ее основной вопрос либо замещается, либо выпадает совсем. Иногда задача повторяется больным правильно, однако это повторение всегда нестойко, и уже при повторном воспроизведении условия больные соскальзывают на побочные связи или стереотипы. Существенно, что такое повторение всегда выступает у них как формальный и изолированный в системе действий по решению задачи акт, оно никогда не ведет больного к анализу логических связей, внутреннего контекста, к созданию схемы решения задачи, что отчетливо раскрывается в отсутствии стратегии процесса решения.

В одном из исследований показано, что у больных с поражением лобных долей мозга нарушается удержание вопроса и понимание его смысла, нарушается связь вопроса с условием задачи и т. д. Показательно, что в этом случае у больных нарушается понимание текста условия задачи на уровне смысла, так как они могут формально удержать и повторить условие задачи либо отдельные ее элементы. Все дефекты выступают при повторении вопроса задачи, являющегося аккумулятором ее смысла. Именно эта часть задачи (текста) недоступна пониманию больными и часто была вне поля их внимания (Пылаева, 1970.)

В этом исследовании были выделены следующие типы ошибок воспроизведения вопросов задачи:

1) опускание вопроса (самая распространенная ошибка);

2) персеверация вопроса предыдущей задачи;

3) замена вопроса задачи стереотипным вопросом (сколько было? сколько осталось? сколько вместе?);

4) повторение одного из данных условий в качестве вопроса;

5) бессмысленные вопросы.

Вопрос задачи не был предметом деятельности больных. Они нередко могли повторить фактическое содержание задачи, не повторяя вопроса и не замечая неполноценности текста. Эти исследования показали, таким образом, что интеллектуальная деятельность больных с лобным синдромом нарушается в звене, обеспечивающем понимание смысла. Нарушение понимания смысла в данном случае связано не с дефектами в речевой сфере, а с дефектами в эмоционально-волевой и личностной сфере, в сфере мотивов поведения, его целенаправленности, т. е. понимание нарушается здесь первично.

Таким образом, если у больных с теменно-затылочными поражениями мозга в основе дефектов удержания и решения задачи лежит нарушение понимания значений логико-грамматических конструкций, и лежит оно в речевой сфере, то у больных с поражением лобных долей — патология понимания смысла текста, которая связана с дефектами в эмоционально-волевой и мотивационно-личностной сфере, в сфере интеллектуальной деятельности.

Простые задачи больными с поражением лобных долей мозга решаются достаточно хорошо: быстро и правильно. Это понятно, поскольку простые задачи относятся к группе задач с хорошо знакомой структурой, закрепленной в прошлом опыте каждого грамотного человека, они и решаются путем простого воспроизведения таких хорошо закрепленных связей. Решение же сложных задач, требующих активного анализа условий и выработки стратегии решения, поиска программ нужных операций, в этих случаях оказывается глубоко нарушенным.

***

Итак, охарактеризованы в общих чертах те изменения в интеллектуальной деятельности, которые проявляются у всех больных с поражением лобных долей мозга при решении арифметических задач. Однако эти общие изменения в интеллектуальной деятельности больных описанной группы могут выступать с разной степенью выраженности и влияния на состояние процесса мышления в зависимости от топики поражения внутри большой зоны, именуемой «лобными долями».

Из литературных данных известно, что существуют варианты лобного синдрома, проявляющиеся в особенностях протекания интеллектуальной деятельности. Так, поражения базальных (или медиобазальных) отделов лобной области не отражаются грубо на протекании решения арифметических задач. Наиболее отчетливые формы дефектов интеллектуальной деятельности, выступающие в этих случаях, сводятся к импульсивности в решении задач, которая нарушает в первую очередь ориентировочно-исследовательскую фазу в интеллектуальной деятельности. Этот дефект ведет к упрощению плана решения задачи, к замене планомерного решения импульсивно возникающими фрагментарными операциями. Преодоление дефекта в этом случае может быть достигнуто относительно легко, с помощью приемов, обеспечивающих концентрацию внимания больного и тормозящих возникновение непосредственных импульсивных ответов, идущих по пути «короткого замыкания связей».

От этого вида нарушений существенно отличаются нарушения интеллектуальных процессов, возникающих при поражении заднелобных отделов (преимущественно левого полушария). Операции решения задач в этих случаях приобретают развернутый деавтоматизированный характер, нередко продуктивные мыслительные операции становятся невозможными из-за возникновения инертно действующего стереотипа.

9.3. Нарушение процесса решения задач у больных с поражением лобных отделов мозга – предыдущая  | следующая –  9.3. Нарушение процесса решения задач у больных с поражением лобных отделов мозга (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.