Предисловие
Книга, которую держит в руках читатель, претендует на некоторое промежуточное обобщение в решении проблемы речевого мышления, проблемы трудной, во многом запутанной и связанной с многочисленными попытками ее решения, степень адекватности которых весьма различна.
Книги обобщающего характера пишутся по разным поводам, которые легко объединяются в две группы. Первая группа причин появления обобщающих работ может быть представлена как необходимость осмысления накопленного экспериментального материала в рамках имеющейся теории. Вторая группа стимулов, вызывающих появление обобщающих исследований, может быть осмыслена как необходимость выработки на основе анализа экспериментальных данных и теорий, объясняющих эти данные, некоторых новых теоретических представлений, которые могут послужить теоретической базой для экспериментальных исследований речевого мышления (и проблем, с ним связанных) .
Книга, которую мы предлагаем на суд читателей, представляет собой попытку частично удовлетворить потребность, сформировавшуюся в первую очередь в психолингвистике (а также и в лингвистике), в осмыслении результатов исследований речевого мышления, которые получены в философии, психологии, лингвистике и психолингвистике.
Чем сформирована эта потребность? Необходимость теоретического осмысления результатов исследования речевого мышления стимулируется тем, что решение многих смежных проблем зависит от наших представлений о речевом мышлении. В лингвистике и психолингвистике таких проблем довольно много.
Попытаемся назвать важнейшие из них, не претендуя на полноту этого списка. В первую очередь естественно назвать проблему порождения и восприятия речи, которая образует ядро предмета психолингвистики. Процессы порождения речи и связанные с ними процессы формулирования мысли так тесно переплетены с процессами мышления, что часто в неявной форме отождествляются, особенно в спекулятивных работах философского толка на тему «язык и мышление». Основания для такого отождествления действительно могут формироваться в непосредственном наблюдении и особенно при интроспективном анализе речевого мышления самим исследователем. Исследование речевого мышления, определение места и роли речи в процессах мышления, дифференциация процессов порождения мысли от процессов ее речевого оформления позволит подойти, в частности, к адекватному представлению о формировании программы порождения речи. В психолингвистике есть еще и другие проблемы, решение которых зависит от результатов исследования речевого мышления. Здесь уместно заметить, что в настоящее время психолингвистика не только является той дисциплиной, которая наиболее «заинтересована» в исследовании речевого мышления, но и вносит наибольший вклад в решение этой проблемы, исследуя процессы порождения речевого высказывания.
Вторая крупная проблема, решение которой зависит от прогресса в исследовании речевого мышления, — это проблема значения, и в частности значения слова. Правда, зависимость здесь обоюдная: формирование адекватных представлений о речевом мышлении зависит от нашего понимания значения. Очевидно, что для продвижения по пути решения проблемы речевого мышления в не меньшей мере важны наши представления о роли материального носителя значения, т. е. о роли тела знаков в мыслительных процессах. Для обсуждаемой нами проблемы речевого мышления наибольшее значение имеют сформировавшиеся в основном в середине XX в. представления о множественности знаковых опосредователей мышления, или, иначе говоря, о неединственности речевого опосредования высокоразвитого мышления. В связи с этим прежде всего следует назвать имя Ж. Пиаже — одного из самых крупных исследователей онтогенеза мышления, экспериментально показавшего естественную смену в онтогенезе символических опосредователей мышления.
Наибольший вклад в исследование речевого мышления делают лингвисты своими работами о различных видах языковых знаков; правда, в большинстве случаев подобные работы не ориентированы на исследование речевого мышления и осмысление их результатов требует дополнительной аналитической работы, которую берет на себя психолингвистика. Самым большим препятствием на этом пути является различие в уровне развития лингвистики и психологии, в частности психологии мышления. Высокая степень детализации представлений об объекте лингвистики пока не может быть утилизована в полной мере ни в психологии мышления, ни в психолингвистике.
От редактора – предыдущая | следующая – Речевая деятельность