7.4. Методы восстановления речи при амнестической афазии

7.4. Методы восстановления речи при амнестической афазии

Поражения задневисочных и теменно-затылочных отделов коры левого полушария ведут к появлению синдрома еще одной формы афазии — амнестической, которая была известна издавна и имела место во всех классификациях афазий.

Центральным дефектом, симптомом этой афазии является нарушение номинативной функции речи, т. е. процесса называния предметов, возникающего из-за дефектов, с одной стороны, перцепторной основы обозначаемого предмета, а с другой — из-за дефектов выбора слова из всплывающих альтернатив. Эти два фактора и являются центральным механизмом амнестической афазии (или «номинативной афазии»), единственным симптомом которой являются дефекты актуализации слов-наименований. Этот дефект проявляется и в устной речи в виде мнестических западений или вербальных парафазии. Поскольку у этих больных синтагматическая организация речи сохранна, то они, используя синтаксические конструкции, пытаются таким образом найти искомое слово (например, больной ищет слово «яблоко». Больной: «Это вот, понимаете, я ведь хорошо знаю. Это едят, вкусное варят варенье из яблок. Яблоко?! Яблоко, вот».).

Трудности актуализации слова снимаются не только через синтагматику, но и простой подсказкой слова (например, перед больным лежит картинка, на которой изображен чайник. Больной: «Ну, это я знаю. Я люблю пить чай. Это же всегда знаю… Ча… Чайник! Ну, конечно же, чайник».).

Нельзя считать, что амнестическая афазия заключается только в трудностях актуализации слова. Анализ показывает, что у этих больных нарушается система значений слов. Эта система становится, с одной стороны, диффузной, а с другой — косной {Коган, 1962; Лурия, 1969, 1975; Цветкова, 1972а, в и др.). Поэтому на первой стадии одной из задач восстановительного обучения при амнестической афазии является расширение активного словаря и обогащение связей слова внутри речевой системы (Коган, 1962). Другой задачей является восстановление зрительно-предметной сферы — восприятия и уровня образов-представлений. С этой целью больных обучают операции вычленения существенных признаков предметов (объектов, явлений). И в этом случае на первой стадии обучения используется вся методика, которая применяется для восстановления процесса называния, при акустико-мнестической афазии. Восстановление обобщенного и устойчивого перцепторного предметного образа и связи его со словом является важнейшей задачей первой стадии обучения. На второй стадии возникают задачи бо-« лее тонкие — восстановление многозначности слова, включение искомого слова во всевозможные связи, преодоление у этой группы больных «стереотипных» способов, поиска слова (Коган, 1962).

У больных с амнестической афазией обедняются связи, что и ведет к стереотипным способам поиска слова, за пределы которого больные самостоятельно выйти не могут. Отсюда возникает жесткая направленность у больного на один тип связей слова и один путь его поиска. Поэтому работа над восстановлением связей слова, оживлением всего словарного запаса позволит преодолеть стереотипию в поиске слова.

Здесь проводится работа над схемами ближайших связей слова и направленных связей по В. М. Когану. Направленные связи ведут к более короткому и быстрому пути отыскания нужного слова, поэтому метод направленных связей слова следует применять только после оживления всей системы связей слов, их многозначности, используя категориальные связи. Например: яблоко

Категориальные связи.

продают в магазине

делают вино

и др. сушат

яблоко

из

Ситуативные связи

Признаки и качества

растет в саду

нега варят варенье, компот

ферма

цвет

из чего на что сделано похоже

зачем нужно

неживое растение фрукт пища

садовое растение

круглое

вкусное

варят варенье, делают компот

ЭТИ схемы позволяют восстановить многозначность слова, его связи с другими словами, его место в системе значений и, главное, создать у больного разные пути поиска слова — через категориальные связи или через ситуативные, по признакам, по функциям и т. д. Вся система описанных приемов эффективна в практике восстановления называния при амнестической афазии.

Кратко подведем итоги.

1. Нарушение устной импрессивной речи (понимания речи) выступает в качестве ведущего симптома трех форм афазии — сенсорной, акустико-мнестической и семантической.

2. Эти формы афазии отличаются как по механизмам, так и по синдрому и клинической картине.

3. Восстановительное обучение отличается во всех трех случаях как по задачам, так и по методам преодоления дефекта.

4. Главной задачей обучения больных с сенсорной афазией пониманию речи является преодоление дефекта фонематического слуха и восстановление процесса звукоразличения.

5. Главная задача восстановления понимания речи при акустико-мнестической афазии заключается в преодолении дефектов слухоречевой памяти, в восстановлении предметных образов, а также и в преодолении дефектов сужения объема слухового восприятия.

6. Главной задачей обучения больных с семантической афазией является обучение их умению ориентироваться в пространстве, пониманию «правого» и «левого» в пространстве, т. е. восстановление пространственного восприятия, которое лежит в основе нарушения понимания многих логико-грамматических конструкций.

7. Методы восстановительного обучения при этих формах афазии также разные, и они находятся в соответствии с механизмами нарушений речи.

8. Общим для обучения при всех этих формах афазии является стратегия, направленная:

а) на перестройку функциональных систем и создание новых;

б) преодоление дефекта понимания речи не непосредственно, а через воздействие либо на другие психические процессы (пространственного восприятия, памяти), либо на определенные звенья в структуре речи (фонематический слух);

в) работу, идущую от целого к части (так, при сенсорной афазии восстановление понимания речи начинается с обучения больных слушать текст, затем предложение и слово).

9. Общими являются и требования к вербальному и невербальному рабочему материалу — при его подборе должны учитываться частотность, фонетическая и грамматическая сложность вербального материала и частотность и образность картиночного.

Ю. Так же, как и при восстановлении устной разговорной речи, наиболее эффективным является применение систем приемов.

11. Работа над восстановлением понимания речи включается как часть в работу над всей психической сферой субъекта.

12. Обучение ведется с учетом разных уровней организации понимания речи и с использованием различных его аспектов.

 

7.3. Методы восстановления понимания речи при семантической афазии (продолжение) – предыдущая  | следующая –  Глава 8. Формы и методы организации нейропсихологической реабилитации больных

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.