canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Формы и методы организации нейропсихологической реабилитации больных

Глава 8. Формы и методы организации нейропсихологической реабилитации больных

Глава 8. Формы и методы организации нейропсихологической реабилитации больных

Классической формой занятий с давних пор и по настоящее время является индивидуальный урок с больными, имеющими нарушения ВПФ. Ему справедливо отводится главное место в восстановительном обучении этого контингента больных. Однако эта форма организации обучения не может полноценно решить ряд задач нейропсихологической реабилитации больных, таких как преодоление страха речи, восстановление вербальных и невербальных форм коммуникации, эмоциональной стороны поведения и т. д. Ограниченность этой формы обучения требует разработки и применения других его форм, которые во взаимосвязи с индивидуальным уроком могли бы достичь цели нейропсихологической реабилитации — восстановления нарушенной функции, и как следствие — восстановления личного и социального статуса больных. Одной из таких форм является групповое обучение больных.

Разработка методов и способов взаимодействия этих двух форм восстановительного обучения — дело будущего. В настоящее время широкое применение в практике НПР получили оба вида занятий с больными. Однако не разработаны пути и методы их взаимодействия, хотя оптимальной формой организации восстановительного обучения может явиться только система «индивидуальный урок + групповые занятия». В этом направлении ведутся экспериментальные работы (Цветкова, 1975; Цветкова и др., 1978 и др.).

Перейдем к анализу групповых занятий — его задач и методов.

8.1. Групповые занятия

В настоящее время в афазиологии не отводится должное место социальным аспектам речи и они мало учитываются при разработке путей и методов преодоления афазии. Исследования ведутся в основном в направлении изучения собственно речевого дефекта. Хотя хорошо известно, что речь является социальным продуктом и возникает она в общении и вследствие общения, а такие свойства речи, как активность, намеренность, направленность и интенциональность, могут возникнуть только в коллективе и лучшей средой для их реабилитации является также коллектив, в котором только и могут быть реализованы функции социального общения и психологического контакта.

Недостаточное внимание уделяется и изучению личности больного с афазией с целью учета этого фактора как при оценке формы афазии и ее динамики, так и в методах преодоления афазии.

Литературные данные позволяют говорить об изменениях личности у больных с афазией, которые возникают вследствие афазии и являются реакцией на резкое и катастрофическое изменение личностного и социального статуса, связанного со сменой привычных видов деятельности, с изменением позиции больного в привычной социальной среде (в семье, в рабочем коллективе и др.) на нарушения взаимоотношений с окружающими. На изменения личности больных с афазией указывали многие исследователи (Лурия, 1947, 1948; Лурия, Цветкова, 1966 и др.). Ряд экспериментальных исследований личности больных с афазией позволяют включить изменения личности в синдром афазии как вторичные симптомы, которые, однако, влияют на формирование негативных установок, препятствующих восстановлению речи, на структуру и динамику дефекта и т. д. С. Л. Рубинштейн писал, что если изменяется объективное внешнее взаимоотношение человека с окружающими его людьми, то оно, отражаясь на его сознании, изменяет и внутреннее, психическое его сознание, его отношение к себе и к окружающим его людям (Рубинштейн, 1946). Именно это и наблюдается у больных с афазией.

Нарушение коммуникативных возможностей при афазии приводит к возникновению у заболевшего человека отрицательных эмоциональных реакций, замкнутости, феномена «страха речи». Больные не могут использовать даже те речевые возможности, которые у них есть, для общения с окружающими: результаты, которых добиваются педагоги на индивидуальных уроках, часто не переносятся в сферу общения за пределы урока.

В одном из экспериментальных исследований было выявлено изменение самооценки больного, возникновение расхождения между оценкой больным качеств своей личности (и прежде всего эмоционально-волевых качеств) до болезни и в настоящее время. Самооценка является важным инструментом самоуправления, в значительной степени определяет характер социального поведения человека, его связи с окружающим миром, активность, продуктивность деятельности и др. (Зейгарник, 1971; Бодалев, 1982).

Поэтому для решения центральной задачи восстановительного обучения — восстановления вербальных и других форм коммуникации у больных с афазией — необходимы такие организация обучения, ее формы и методы, которые бы учитывали социальные аспекты речи и их нарушение при афазии и личность больного — ее изменение по неврозоподобному типу под влиянием афазии, с одной стороны, а с Другой — сохранность ядра личности. Воздействие на личность больного, и прежде всего на сферу мотивов поведения, на его эмоционально-волевую сферу, может служить надежной, эффективной опорой для восстановления речи, а восстановление речи, в свою очередь, будет способствовать преодолению изменений в сфере личности у больных с афазией и в целом реабилитации больного.

Решению этих задач наиболее полно отвечают групповые занятия, которые обеспечивают возможность восстановления речи через реализацию разных видов деятельности — деятельности общения, учебной и трудовой деятельности субъекта.

Групповые занятия апеллируют к личности больного и способствуют актуализации и реализации скрытых резервов в психической сфере человека, и прежде всего в его личности, мотивирующей сфере сознания, в социальных аспекта речи. Целью групповых занятий является не только восстановление речи, но и восстановление личностного и социального статуса больного, преодоление психологического бартера в общении с окружающими, преодоление дефектов пей1-хологического контакта. Исходными научными основами этой формы организации восстановительного обучения являются современные представления в психологии:

7.4. Методы восстановления речи при амнестической афазии  – предыдущая  | следующая –  8.1. Групповые занятия

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.

 

 

Яндекс.Метрика