Яндекс.Метрика

7.3. Методы восстановления понимания речи при семантической афазии (продолжение)

Принципы восстановления, изложенные выше, сохраняются и при восстановлении понимания всех других логико-грамматических конструкций: обучение идет от восстановления пространственных взаимоотношений предметов с постепенным переводом действия на речевой уровень.

Как первая, так и вторая стадии обучения обеспечивают создание основы для восстановления понимания тех логико-грамматических конструкций, связь которых с восприятием пространственных отношений не бросается в глаза, но тем не менее имеет место. Поэтому восстановление понимания таких речевых структур, как атрибутивный родительный падеж, сравнительные конструкции и др., начинается сразу на речевом уровне, но лишь после и на основе восстановления процесса анализа реальных пространственных отношений. Задачей здесь является восстановление осознанного анализа отношений и связей между словами внутри фразы. Только такое осознанное отношение к грамматической структуре высказывания может создать условия для понимания речи.

Обнаружить и уточнить связи и отношения слов во фразе можно путем правильной постановки соответствующих вопросов к каждому слову внутри фразы.

С этой целью больного обучают сначала выполнению серии операций, которые постепенно приводят его к пониманию взаимоотношений слов. Больного учат разбору предложения по частям предложения, опираясь на их смысловую роль в нем, и только потом связывают смысловую роль слова в предложении с его грамматической формой. Сначала выделяется главное слово в предложении, являющееся объектом, о котором идет речь, затем выделяется слово, обозначающее действие предмета, затем — слова, определяющие главный предмет со стороны его качеств, и т. д. Эти разборы помогают больному понять смысловые связи слова внутри предложения.

После этого поочередно опускаются отдельные слова предложения, без которых мысль, выраженная в нем, остается незаконченной и даже непонятной. Эта незаконченность информации вызывает необходимость постановки нужного вопроса. Например, больному устно сообщается: «…интересную лекцию прочитал сегодня!» Больной невольно спрашивает: «Кто?» Тогда его внимание фиксируется на этом вопросе, предложение записывается, и записывается этот возникший вопрос над соответствующим словом и т. д.

После этого проводится серия упражнений, в которых объединяется смысловой и грамматический (по частям предложения) разбор предложения, проводятся и упражнения, в которых от больных требуется составить предложение, соответствующее заданным связям между словами! Для этого дается структура предложения в форме взаимосвязанных вопросов: кто? —> что делает? (сделал?) —> чем? (что? где?). («Мальчик нарисовал корабль красками».) Подобная работа облегчает восстановление понимания таких сложных конструкций, как атрибутивный родительный падеж. В этом случае сначала проводится смысловой, а потом грамматический анализ с постановкой нужных вопросов к отдельным словам конструкции. Однако необходимо еще и развернуть эту конструкцию, дополняя ее словом^ уточняющим смысл и взаимоотношения между данными словами фразы. Процесс понимания такого рода грамматикческих конструкций принимает осознанный и развернутый; характер. Дано: брат отца. Это кто? Рассуждения и операции, больного: ;

1. «Кто? Брат, о нем говорится в предложении. Кто? Брат». ^

2. «Отца, характеристика брата. Брат какой… нет, не подходит. Брат чей? Отцовский, отца. Какого? Моего. Ага! Брата  мой… моего отца. Кто? Брат. Чей? Мой, нет, моего отца. Ага! Это мой дядя».

Так, с помощью описанной методики восстанавливается понимание и других сложных логико-грамматических конструкций речи.

Восстановительное обучение, направленное на внутрисистемную перестройку нарушений речи путем перевода ее с одного уровня реализации на другой, более высокий, осознанный и произвольный, является продуктивным при данной форме афазии.

Итак, описаны все формы афазии, ведущим симптомом при которых является нарушение понимания речи, и методы преодоления этого дефекта. Мы показали, что процесс понимания речи может нарушаться при поражениях различных областей речевой зоны мозга и что механизмы нарушения всякий раз будут разными и зависящими от топики поражения мозга. В этой связи возникает необходимость применения и разных методов восстановительного обучения.

7.3. Методы восстановления понимания речи при семантической афазии (продолжение) – предыдущая  | следующая –  7.4. Методы восстановления речи при амнестической афазии

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.