Яндекс.Метрика

Глава 9. Некоторые психофизические методы исследования (продолжение)

3. Использование медленных электрических процессов мозга для исследования психической деятельности. С процессами активного и пассивного внимания, а также с эмоциями тесно коррелируют медленные электрические процессы (МЭП). Тер­мин «МЭП» обычно используют для обозначения различных форм медленной биоэлектрической активности, которые иг­рают важную роль в реализации деятельности мозга [Бехте­рева Н. П., 1974]. Согласно Н. А. Аладжаловой (1969), мед- лепная и сверхмедленная активность отражает состояние мед­ленной управляющей системы мозга, которая под влиянием значимых раздражителей способствует переводу деятельности мозга на новый уровень его функционирования. Значение МЭП как электрофизиологического коррелята поведения выявлено не только у человека, но и у животных. Установлено, что раз­личным стадиям выработки условных рефлексов соответствуют определенные формы проявления МЭП [Швец Т. Б., 1969].

Регистрация МЭП в коре и глубоких структурах мозга че­ловека впервые была осуществлена в процессе лечения боль­ных методом «вживленных» электродов Н. П. Бехтеревой (1965, 1966, 1968). К исследованиям МЭП приступали не ра­нее 2—3 нед после стсрсотаксической операции вживления электродов в глубокие структуры мозга. К этому времени ре­активные явления стихали; больные вели обычный образ жизни, психическое состояние их было стабильным. Регист­рация МЭП начиналась при спокойном бодрствовании, в даль­нейшем применялись психологические тесты, включая эмоциогенные. Несколько серий такого рода исследований были про­ведены В. М. Смирновым [Аврамов С. Р., Смирнов В. М., 1968; Смирнов В. М., Сперанский М. М., 1972]. В результате прове­денных исследований вначале были выделены два основных вида изменений МЭП, регистрируемых в околоэлектродных нейрональных участках мозга в связи с психологическими (в том числе эмоциогенными) тестами. Речь идет об «измене­ниях динамики МЭП первого вида» при активациях внимания и об «изменениях динамики МЭП второго вида» при актива­циях эмоций. Было показано, что более сильным эмоциональ­ным реакциям соответствуют более выраженные изменения МЭП, иногда в виде резкого сдвига уровня МЭП. Скорость развития и продолжительность изменений МЭП коррелируют с особенностями течения эмоциональных проявлений: бурному развитию эмоциональной реакции соответствуют резкие изме­нения МЭП; медленному развитию — постепенные; вязким, инертным эмоциональным реакциям — более продолжительные; кратковременным эмоциям—скоропреходящие изменения МЭП. Следует отметить, что продолжительные изменения МЭП мо­
гли быть «сняты» успокаивающими психотерапевтическими воз- действиями; в этих случаях удавалось «перевести» выражен­ные изменения в обычные спонтанные (фоновые) колебания, характерные для спокойного бодрствования.

Затем на основании анализа электрограммы динамики МЭП были разработаны приемы ее описания и формализации [Смирнов В. М., 1970]. В результате была предложена ниже­следующая классификация типичных компонентов МЭП при психологических воздействиях. Эта классификация включает

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 типичных компонентов МЭП (см. рис. 20). Высокоампли­тудными компонентами ответа (A, S, W, V, Р, N, I) считаются такие, амплитуда которых превышает 25—50 % максимальной амплитуды колебаний минутного отрезка фона, а низкоампли­тудными (U, М) — амплитуда которых не превышает этой ве­личины. Согласно предлагаемой классификации типичные ком­поненты разделяются на комплексные (A, S, I, V, Р, N, I) и некомплексные (Р, N, U, М). Комплексный компонент харак­теризуется совокупностью высокоамплитудных элементов элект­рограммы МЭП, составляющих единое целое, не расчлененное иными элементами МЭП. Некомплексный компонент — либо высокоамплитудный сдвиг МЭП (Р или N), либо низкоампли­тудные колебания, пересекающие изоэлектрическую линию (U) или не пересекающее ее (М). Эти ундулирующие (U) и монотонные (М) волны отнесены к фоновым изменениям МЭП.

амплитуда CNV – предыдущая | следующая – динамика наличного кислорода

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание