Яндекс.Метрика

Лечение и медико-педагогическая коррекция

Биологическая терапия. Лекарства в лечении психопатий имеют весьма ограниченное значение. В период тяжелых декомпенса­ций, во время острых аффективных реакций, чтобы снять эмоциональное напряжение, тревогу или депрессию, необходимо бывает прибегнуть к инъекциям аминазина, седуксена или тизерцина. Повышенную возбудимость, постоянную склонность к аффективным вспышкам, которые бывают при эпилептоидной, гипертимно-эксплозивной, лабильно-аффективной и при всех видах органических психопатий, приходится устранять продолжи­тельными приемами тазепама (нозепама), меллерила (сонапакса), небольших доз неулептила или аминазина (они перечислены в порядке нарастания силы действия). При тяжелых наруше­ниях влечения можно испытать меллерил в больших дозах (до 150—200 мг в сутки).

Постоянная тревожность при сенситивной и психастенической психопатиях устраняется тем же тазепамом, а иногда еще лучше — мепробаматом. Рекомендовать следует эпизодическое употребление этих средств во время напряженных ситуаций.

Психотерапия и медико-педагогическая коррекция. Существует взгляд, что психотерапия при психопатиях неэффективна. Некоторые формы психотерапии, например коллективная, счита­ются даже противопоказанными. Полезны якобы только воспита­тельные меры. С другой стороны, хорошо известно, что добиться этими мерами ощутимых результатов именно при психопатиях бывает чрезвычайно трудно. Поэтому психотерапия (чаще всего индивидуальная) и медико-педагогические мероприятия должны постоянно сочетаться.

Важным корригирующим методом является семейная психо­терапия. Даже в гармоничных семьях родители нередко непра­вильно оценивают особенности характера подростка, страдаю­щего психопатией, и, как следствие этого, предъявляют неадек­ватные требования [Эйдемиллер Э. Г., 1978]. Если с помощью семейной психотерапии удается скорригировать неправильные внутрисемейные отношения, то это устраняет одну из самых существенных причин частых декомпенсации. Но в некоторых случаях, когда семейные отношения бывают тяжело и устойчиво нарушенными, более рациональным оказывается изъятие подростка из семьи и помещение его в специальное воспитательное учреждение. В случаях тяжелых психопатий оправданной иногда бывает продолжительная госпитализация, если в больничных условиях достигается максимальный уровень адаптации.

Принято говорить о необходимости индивидуального подхода к подросткам вообще и к тем, кто страдает тяжелыми аномалиями характера — в особенности. Однако четких рекомендаций, как осуществлять этот индивидуальный подход, не существует, да и на все возможные случаи их трудно предусмотреть. Зато могут быть даны рекомендации, как надо учитывать тип психо­патии.

При гипертимных психопатиях эти рекомендации те же, что при том же типе акцентуации характера (см. гл. VII). В отно­шении же медико-педагогических мероприятий следует добавить, что адаптация лучше осуществляется в среде, где открыва­ется возможность для применения инициативы, энергии, для широких контактов,— в большом коллективе, на разнообразной работе, при непрерывной смене обстановки и впечатлений. Слиш­ком размеренный режим закрытых учреждений переносится пло­хо, толкает на конфликты и ведет к декомпенсации.

При лабильно-аффективной психопатии психотерапия бывает действенной, если подросток сразу чувствует искреннюю бла­гожелательность к нему. Установившийся контакт эти подростки нередко стремятся сохранить возможно дольше. Направление психотерапевтических усилий постепенно можно менять от успо­коения к руководству поведением.

При сенситивной психопатии следует учитывать, что за внеш­ней замкнутостью обычно скрывается большая потребность поделиться переживаниями. Необходимы многократные продол­жительные беседы с перебором фактов и ситуаций, опровер­гающих убежденность подростка в его неполноценности и неблагоприятном отношении к нему окружения. В трудовых рекомен­дациях необходимо побуждать не страшиться выбрать профессию, соответствующую возможностям. Ситуация, стимулирующая чувство ответственности, убежденность, что подросток «нужен другим», может способствовать компенсации.

При психастенической психопатии склонность к самоанализу и самокопанию может превратить внешне, казалось бы, успешную рациональную психотерапию в пустую словесную жвачку, никак не сказывающуюся на поведении. Необходимо побуждать, тре­нировать и развивать те сферы психической жизни, которые слабы,— живое восприятие, умение схватить мельком увиденное, нужно даже поощрять фантазирование. Рекомендованные заня­тия спортом часто забрасываются из-за неудач или превраща­ются в навязчивый ритуал. Смысл их состоит в том, чтобы про­будить гедоническую радость ощущения своего тела в движении. В связи с тем, что нижние конечности у психастеника обычно развиты лучше, чем верхние, начинать надо с бега, лыж, велоси­педа и т. п. и в дальнейшем стараться всячески разнообра­зить занятия. В области трудовых рекомендаций следует избе­гать всех ситуаций, создающих чрезмерную нагрузку на чувство ответственности.

Психотерапия очень важна при шизоидной психопатии, но добиться неформального контакта бывает нелегко. Некоторые советы, как его можно бывает достигнуть, даны в гл. VII. При трудовых рекомендациях необходимо по возможности учитывать увлечения — выбор профессии желателен по возможности близ­кий к ним. Сами подростки нередко мечтают о профессии, сопряженной с изоляцией в малых группах от шумного мира, в их представлении связанной с «уединением». От такого выбора следует предостерегать, так как он бросает в самую трудную для них ситуацию — контакт со всеми членами малых изолированных групп неминуемо должен стать неформальным.

Эпилептоидные подростки в моменты дисфории и аффектив­ного напряжения больше всего нуждаются в успокаивающих психотропных средствах. Их лучше на время оставить в покое и контакт устанавливать, когда эти состояния минуют. В про­цессе психотерапии следует учитывать те же особенности харак­тера, что были отмечены при эпилептоидной акцентуации (см. гл. VII). В трудовых рекомендациях надо иметь в виду их медлительность, инертность и склонность к аккуратности, порядку, любовь к ручному мастерству.

Истероидная психотерапия представляет собой наиболее трудный объект и для психотерапии, и для медико-педагоги­ческих рекомендаций. Гипноз при нарушениях поведения явля­ется совершенно недейственным методом. Успех корригирующих поведение усилий зависит от того, насколько удается отыскать сферу, где эгоцентрические потребности подростка могут быть удовлетворены без ущерба для окружающих (например, заня­тия художественной самодеятельностью). Выбор подходящей профессии затруднен из-за крайне завышенного уровня притя­заний. Родным и близким надо объяснить, что нарушения поведения обычно носят демонстративный характер, поэтому они должны встречать спокойное осуждение без сцен, скандалов, бурных обсуждений с привлечением знакомых и всякого рода посредников, которые обычно становятся для истероидного под­ростка только желанными зрителями. Однако никогда проступки не должны оставаться незамеченными и безнаказанными — это может только подталкивать на более серьезные нарушения.

Подростки неустойчивого типа требуют твердого, даже власт­ного руководства. Психотерапия должна быть преимущественно директивной. Строгий режим, неусыпный надзор, неизбежность наказаний за проступки действуют наиболее эффективно. Семья нередко оказывается неспособной обеспечить должный контроль. Поэтому при неустойчивых психопатиях полезно воспитание в закрытых учреждениях со строгим режимом и трудовой обста­новкой.

Профилактика. Предупреждение конституциональных психо­патий крайне затруднено из-за незнания эндогенных закономер­ностей их развития. Можно лишь стремиться предотвратить декомпенсации путем рациональных корригирующих мер. Психо­патические развития безусловно могут быть объектом активной профилактики, направленной на то, чтобы подростки с акцен­туациями характера не росли в системе именно того вида непра­вильного воспитания, которое является ударом по слабым сторо­нам их характера. Профилактика органических психопатий, помимо предупреждения и лечения мозговой патологии в ранний период онтогенеза, включает лечение невропатических и коррек­цию поведенческих нарушений в течение всего детства. Успех в этом направлении создает надежду, что пубертатный период может стать не патогенным, а санирующим фактором.

динамика психопатий – предыдущая | следующая – вялотекущая шизофрения

Подростковая психиатрия. Содержание.