8. Личный темп
В этой главе мы хотели бы еще обратить внимание на личный темп, о котором забывают почти все введения в общую психологию, хотя речь идет об очень существенном компоненте личности (Айзенк относит его к чертам личности).
При анализе литературы, касающейся личного темпа, вызывает удивление тот факт, что – в отличие от других явлений психической жизни – ему было уделено относительно мало внимания, несмотря на то, что значение личного темпа очень велико как в теоретическом, так и в практическом отношении. Какое место он занимает в структуре динамики личности? Является ли он компонентом темперамента или его выражением, вытекает ли он непосредственно из типа нервной системы индивида и является неизменным или приобретенным? Рождаемся ли мы с определенным темпом всей своей деятельности?
В свое время мы предприняли более широкое исследование и результаты его сравнили с концепциями всех более известных авторов, которые занимались личным темпом.
Результаты исследования можно обобщить следующим образом: наличие личного темпа признается. Признается также, что индивид ощущает его как естественный, свойственный ему и адекватный личностным свойствам (а потому для индивида приятный) темп активностей. (В литературе встречаются различные обозначения личного темпа, такие как например: собственный темп, психический темп, психомоторный темп, естественный темп, обычный способ (natural, congenial way), преферированный темп, спонтанная скорость, личный ритм и т. п.)
Не существует какого-либо общего личного темпа, который был бы одинаковым для всех индивидуальных активностей, но существует личный темп для отдельных групп индивидуальных активностей. Считают, что индивид для него создает себе оптимально соответствующую формулу времени, относительно константную в течение длительного периода. Можно предполагать, что первичный личный темп (например, в теппинге) является одним из основных задаточных активностей, зависящих от типа нервной системы. Личный темп изучался в связи с типологией Кречмера в общем в 1924-1930 г. (Ван дер Хорст, Гуревич, Озерецкий, Липманн, Киблер, Энке) и авторы всего согласно констатировали, что шизотимно лептосомные и атлетики обладают более быстрым личным темпом, чем пикники, но худшей приспособляемостью и большей склонностью к персеверации и длительному психическому напряжению.
Ида Фришайзен-Келер выявила связь с наследственностью, как на близнецах, так и при исследовании личного темпа родителей и детей (1933).
Далее было установлено, что личный темп может специфически проявится в различных типах темперамента. Способность переходить от одного темпа к другому обусловлена подвижностью нервных процесов (в старом понимании), новейшие исследования теории активации, проводимые школой Теплова, показали, что речь идет о склонности к параметру лабильности, и что личный темп одновременно является показателем уровня активации (Л. А. Лепихова, 1974). Имеются авторы, которые в личном темпе видят прямо генотипические особенности (Малков, Геронова).
Что касается отношения личного темпа к интровертности и экстравертности, то оказалось, что экстраверты продуцируют, например, гораздо больше невольных отдыховых пауз (за 5 минут 370), чем интроверты. В связи с интерферентностью лица, обладающие высокий интерферентной склонностью, стучат быстрее, и очевидно, являются индивидами со слабыми типом нервной системы (Герда Лазарус-Маинка и Грегор Тербуикен, 1974).
Интересные результаты принесла также факторная аналитическая работа Г. Я. А. Римольди (1951), который единственный изучал сущность личного темпа как такового (без того, чтобы личный темп был скорее только индикатором другой проблематики).
Важным является общий вывод, что существует сильная интравариабельная константность личного темпа (которая, однако, увеличивается, если эксперименты отличаются друг от друга по содержанию).
Межличные отношения
Основы интерперсональных (межличностных) отношений формируются уже с раннего детства. Ребенок, вступая в контакт со взрослыми, братьями и сестрами, с одноклассниками и друзьями осваивает взгляды, отношения, навыки и способы поведения.
Речь идет об «обучении» в самом широком смысле слова. Наступает идентификация т. е. отождествление с теми лицами, к которым он испытывает положительное эмоциональное отношение и уважение и в которых он видит пример для себя. Идентификационными примерами могут быть и лица, с которыми молодой человек не вступает в непосредственный контакт, например, известные спортсмены, артисты, ученые или лица из прошлого, или совершенно вымышленные лица – литературные, театральные, фильмовые герои. Негативом идентификации является антиидентификация, развитие «отталкивающего примера». Ребенок, с отвращением наблюдающий за поведением отца-алкоголика, решает не быть таким, как отец. Иногда речь идет об активной антиидентификации – с тенденцией занять позицию совершенно противоположную той, которую занимает отрицательный «образец» – в приведенном случае сын становится убежденным абстинентом. При пассивной антиидентификации имеет место только отрицание негативных сторон «примера» без занимания крайне противоположной позиции.