Душевные отклонения, запреты и толерантность по отношению к ним соответствуют развитию душевных способностей и свойств людей в системе культурных и общественных взаимосвязей. Это действительно и по отношению к научным подходам, системе понятий, а также к терапии и способам оказания стационарной помощи.
Каждой культурной системе соответствует формулирование симптоматики, отношение к происхождению и течению душевных заболеваний.
Формулирование симптомов
В культурных и социальных слоях, где психические расстройства (или определенные формы психических расстройств) не находят поддержки со стороны общества, уве- личивается соматизация этих расстройств или их соматическая направленность. Соматизация психических отклонений особенно часта в низших слоях общества. Это встре-
чается также и тогда, когда становится невозможным взаимопонимание между вра-чом и пациентом вследствие различий в мировоззрении (Nathan, 1986).
Душевные страдания, так же как и душевные расстройства, находят отражение в культуральной и общественной системе суждений об их причинно-следственных взаимосвязях (об их происхождении и о том, в каких формах выражается состояние духа).
Например, бред греховности при депрессии в христианской культуре относится к бредовой систематике вследствие имеющегося в обществе согласия; в развивающихся
странах и странах третьего мира к нему может быть другое отношение.
Расстройства и соответствующие им структурные определения могут устанавливаться:
— в развитой культуре и обществе, где они (эти расстройства) достаточно определены и дифференцированы, и даже в тех случаях, когда в данной культуре больной человек имеет индивидуальные формы реагирования;
— в родовых (племенных) культурах, где на широких территориях царит магическое (и уж явно не логически-дискурсивное) мышление и где восприятия и представ-
ления не резко отграничены друг от друга, обманы чувств и формальные нарушения
мышления не имеют стойких и неизменных симптоматических характеристик.
В индустриальных нациях, где имеется четкое разделение между восприятием и представлением и где бодрствующее сознание оформляет и направляет мысли в логически-дискурсивные категории, обманы чувств и формальные нарушения мышления определяются преимущественно в форме болезненных симптомов.
Для некоторых психических заболеваний, особенно для шизофренных психозов, культурное и общественное значение объектов и их взаимосвязь в силу болезненной измененности и ущербности заменяется субъективной оценкой (Devereux, 1974).
Замечание. Формулирование симптоматологии есть взаимосвязанный процесс:
1) между психически больными и (или) другими людьми с нарушением поведения и обществом;
2) в становлении культуральных взаимосвязей;
3) в оценке в данной культуре духовных и психических способностей;
4) между пациентом и врачом;
5) между биографией и конкретной, актуальной для данного пациента ситуацией.
Социальные и культурные взаимосвязи – предыдущая | следующая – Причинные взаимосвязи в болезнях
ПСИХИАТРИЯ. ПСИХОСОМАТИКА. ПСИХОТЕРАПИЯ. Оглавление.