canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Коррекционные занятия при работе с тяжелой аффективной патологией у детей с аутизмом

Коррекционные занятия при работе с тяжелой аффективной патологией у детей с аутизмом

Игра «Птички»

Цель. Развитие эмоционального контакта ребенка с психологом и обучение ребенка подражанию действиям взрослых.

Ход игры. Психолог показывает детям, как птицы взмахивают крыльями, и приглашает детей «прилететь» к нему. Если ребенок не выполняет движение (взмах руками), психолог помогает ему.

Задание можно усложнить. Психолог присаживается на корточки и стучит пальцем по полу, показывая детям, как птички клюют зернышки.

Комментарий. Это упражнение предлагается и на последующих занятиях.

Игра «Обезьянка»

Цель. Обучение подражанию мелким движениям рук.

Оборудование. Игрушечная обезьянка.

Ход игры. Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопание в ладоши, постукивание и пр.

Игра «Догонялки»

Цель. Развитие эмоционального контакта ребенка с психологом и с группой, обучение ребенка подражанию действиям взрослых.

Ход игры. Проводится в подгруппах из 2—3 человек. Психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза ребенку и предлагает ему догнать других детей.

Аналогичные игры можно проводить с куклой — в этом случае дети поочередно показывают действия на ней. Учитывая наличие страхов у детей с аутизмом, трудности контакта с ними, можно предлагать выполнять активные роли родителям, а также здоровым детям, участвующим в занятиях.

На втором этапе коррекционных занятий можно предложить детям разнообразные манипулятивные игры с предметами, что способствует развитию у них зрительного и осязательного восприятия. Очень важно формировать у ребенка представление о собственном теле, его частях, сторонах. В то время как здоровый ребенок в процессе многообразных действий с предметами учится различать их форму, величину и другие признаки, ребенок с аутизмом чаще совершает стереотипные действия с предметами (подкидывание, катание, сту-чание и пр.). В процессе занятий психолог должен учитывать эти особенности и обучать ребенка восприятию формы в контексте этих действий. Опыт нашей работы показал, что специальные занятия, направленные на развитие гностических процессов, моторных функций, целесообразно проводить с ребенком индивидуально. Вместе с тем с этой целью можно использовать и следующие групповые психотехнические игры.

Игра «Поймай игрушку»

Цель. Обучение ребенка различению формы.

Оборудование. Круглые летающие тарелки, шары, пластмассовые кубы и бруски.

Ход игры. Психолог или помощник психолога встает на стул, держит предмет за веревку и предлагает ребенку поймать предмет или покачать его. В процессе выполнения ребенком задания психолог называет форму предмета.

После этого ребенку предлагается выбрать названную психологом фигуру и покидать ее.

Игра «Возьми, положи, брось»

Цель. Развитие умения слушать и понимать речевую инструкцию, совершенствование предметно-практических манипуляций.

Оборудование. Кегли, корзина или коробка.

Ход игры. Психолог ставит на стол кегли, предлагает детям взять их и кинуть в коробку, которая находится в двух метрах от него. Если дети успешно справились с заданием, можно организовать соревнование «Кто быстрее?».

Занятие можно усложнить. Детям предлагается закинуть кегли в коробку с учетом цвета.

Игра «Найди место для игрушки»

Оборудование. Кегли, мячи и коробки с разными отверстиями. Ход игры. Психолог предлагает ребенку поочередно положить кегли или мячи на место. Можно организовать соревнование.

Комментарий. Аналогичные занятия можно организовать и за столом.

Игра «Собери фигурки»

Оборудование. Доски Сегена.

Ход игры. Небольшая группа детей располагается за столом. Каждому ребенку предлагается по команде собрать и разобрать доски.

Со временем игры можно усложнять за счет необходимости дифференцировать более сложные формы, величины предметов и пр.

На третьем этапе психологической коррекции можно перейти от мани-пулятивной игры к сюжетно-манипулятивной. Важным моментом является формирование игровых штампов у детей с помощью многократных повторений игр с последовательным включением новых игровых действий.

Игра «Пришел Мурзик поиграть»

Цель. Формирование у детей игровых манипулятивных действий.

Оборудование. Игрушечный кот Мурзик и различные объемные предметы в специальном полиэтиленовом мешке.

Ход игры. Проводится в небольшой подгруппе детей. Психолог показывает детям кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик (в руках психолога и с его помощью) показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому ребенку взять фигурки — столько, сколько хочется, и расставить их на столе.

Следует отметить, что многие дети с аутизмом, как правило, «хватают» большое количество предметов. Не следует им делать замечание, однако в процессе занятия необходимо обратить внимание всех ребят на детей, которые успешно справились с заданием. На последующих занятиях рекомендуется менять игрушки, предлагать детям машинки, маленькие куклы, кубики и пр.

На дальнейших этапах психологической коррекции психолог усложняет деятельность ребенка, переходя к более сложным играм и упражнениям, направленным на формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти) и произвольного поведения (см. гл. 14). Еще раз напомним, что, кроме групповых занятий, детям с тяжелой формой аффективной патологии рекомендованы индивидуальные занятия, направленные на коррекцию гностических и речевых процессов.

Проговаривания и комментарии при работе с тяжелой аффективной патологией у детей с аутизмом – предыдущая  | следующая – Глава 19. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С АУТИЗМОМ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ОГЛАВЛЕНИЕ 

консультация психолога детям, подросткам, взрослым

 

 

Яндекс.Метрика