Яндекс.Метрика

Пять ступеней позитивной психотерапии (продолжение)

Пять ступеней в терапии и самопомощи

Пять ступеней в первом интервью побуждают пациента к осознанию своей способности к самопомощи. Так он может, лучше вооружившись, включиться в терапевтический процесс и овладеть системой самопомощи на всю дальнейшую жизнь. Пациент, или партнер, или семья пациента, ознакомятся теперь с приме­нением пяти ступеней в самопомощи. Одна из трех проблемных областей, которые пациент назвал в первом интервью, прорабатывается совместно с терапевтом.

а) Ступень 1: наблюдение и дистанцирование

Акценты расставить — во временном промежутке от 1 до 4 недель — в любом случае на привязанности и позитивной интерпретации. Этому помогут следующие мероприятия:

Наблюдение: понаблюдайте за поведением Вашего партнера. Запишите, на что Вы сердитесь и чему Вы радуетесь. Опишите эти ситуации подробнее. Вспомога­тельные вопросы: по отношению к кому и когда Вы ощущаете раздражение и по­давленность? Когда Вы радуетесь и ощущаете себя полностью счастливым? Что Вам нравится в Вашем партнере, что нет? Что привлекло вас друг в друге и что еще держит вас вместе? Генерализованное неприятное ощущение сводится в один постижимый гештальт, который позволяет увидеть новые аспекты и включить в поле семейных взаимоотношений процесс переучивания.

Записи выполняют при этом вентильную функцию: пациент, занимаясь сво­им конфликтом, тем не менее, не усиливает этим внешнюю конфликтную ситуа­цию.

Отказаться от критики: наблюдая за Вашим партнером, не критикуйте его. Место критики занимает наблюдение за партнером, который уделяет Вам недоста­точно внимания, педантичен, невежлив и т.д. При помощи дистанцированного наблюдения и отказа от критики конфликт будет осознан. Противоположная сто­рона его уже с этого момента будет восприниматься с другой точки зрения. От се­мейных привычек отказываются, как и от игры в критику, по крайней мере, на время, а связанные с ними ожидания разочаровывают. Для того члена семьи, ре­шившего сделать этот шаг к самопомощи, стадия наблюдения/ дистанцирования требует времени, которое нужно уделить партнеру, и терпения, чтобы принимать его таким, каков он есть.

Решать проблемы вместе с партнером: проблемы — это личное дело. Не об­суждайте их с третьим лицом. Вместо того чтобы говорить о страхах, агрессии и депрессиях, заметьте те обстоятельства, при которых они возникают. Еще лучше, отметьте, при каких обстоятельствах не появляются проблемы.

Реальное и желаемое действие. Опишите свой конфликт на языке реальных и идеальных действий. Исследуйте альтернативное поведение. Процессу переучи­вания сильнее всего мешает то, что вовлеченные в конфликт люди видят только конфликт и ничего больше. Их реакции на конфликты кажутся им предопреде­ленными судьбой. В этот момент наша цель – помочь пациенту открыть для себя альтернативные установки и образ действий. Пациент вкратце описывает создав­шуюся конфликтную ситуацию. Реальное действие описывает его реакцию, исхо­дящую из некоторой концепции. Желаемое действие заключает в себе контркон­цепцию, которая кажется пациенту подходящей.

Ситуация Реальное действие Желаемое действие
Г-н Б. имеет весьма ответственную долж­ность. По вечерам он очень поздно приходит домой. Его дети видят отца только в воскресе­нье. Времени на игры с ними у него все равно не бывает, поскольку в вы­ходные он разбирает свою корреспонденцию. Жена: «Ты живешь ради сво­ей работы или ради меня и детей? Выбери же, нако­нец!» Жена: «Я знаю, как трудна твоя работа, и мы умеем це­нить твои достижения. Не могли бы мы тебе как-ни­будь помочь, чтобы у тебя иногда хватало времени на нас? Мы постараемся вмес­те преодолеть невзгоды.

 

Переносить беспокойство: многие люди боятся посмотреть в глаза своим про­блемам и конфликтам. Они ощущают себя поэтому неуверенно, беспокойно и стра­дают, когда не могут этого избежать. Однако психотерапия и семейная терапия предполагают именно такую конфронтацию. Это похоже на ощущения у зубного врача, когда он сверлит, пораженный кариесом, больной зуб. Этого усиления боли почти невозможно избежать. Но затем зубной врач ставит пломбу и закрывает об­разовавшуюся дырку. Боли прекращаются. В аналогичной ситуации находится семья, которая решается на семейную терапию. Ее члены страдают. Но вме­шательство терапевта не обещает мгновенного устранения неприятностей, а, на­оборот, преходящее усиление беспокойства. Это, однако, не следствие терапевти­ческой ошибки, а важный шаг в лечении и лучшее доказательство того, что затро­нута центральная невралгическая точка.

б) Ступень 2: инвентаризация

Сферы переработки конфликтов. Напишите, в каких сферах у Вас возника­ют проблемы? Как Ваш партнер преодолевает свои проблемы?

Четыре модели для подражания: кто был Вашим кумиром? Какие отноше­ния были у родителей с Вами и между собой? Как Ваши родители относились к другим людям и социальным группам? Как относились Ваши родители к вопро­сам религии и мировоззрения? Как Вам представляются четыре измерения идеа­лов для Вашего партнера?

Актуальные способности: заполните дифференциально-аналитический оп­росник (ДАО) в отношении себя и других участников конфликта. Напишите по­яснение к Вашим ответам, соответствующие ситуации. На основании этого переч­ня актуальных способностей мы устанавливаем, в каких поведенческих сферах пациент и его партнер обладают позитивными, а в каких негативными качества­ми.

Здесь могут быть также использованы различные психодиагностические тес­товые методики, как Giessen-Test, Фрайбургский личностный опросник (FPI) и Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной терапии (WIPFF; Peseschkian, Deidenbach, 1988).

Концепции: какие девизы или принципы были популярны в Вашем доме? Какая концепция преобладает сегодня? Каковы концепции Вашего партнера? Кто Ваш любимый писатель? Какие из его высказываний приходят Вам в голову и что они для Вас означают? У кого Вы лечились до настоящего времени? Как Вы, Ваш партнер, Ваши родители, лечившие Вас врачи относились к психотерапии?

Разногласия и анализ взаимодействия: в каких областях Вы и Ваш партнер имеете различные взгляды, которые приводят к возникновению конфликта? На какой из стадий (привязанность, дифференциация, отделение) ощущаете Вы себя, а на какой — Вашего партнера?

Терапевтические акценты – предыдущая | следующая – Ситуативная поддержка

Психосоматика и позитивная психотерапия