canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Конфликтная ситуация в терапии. Проработка конфликтной ситуации.

Пять ступеней позитивной психотерапии (продолжение)

Пять ступеней в терапии и самопомощи

Пять ступеней в первом интервью побуждают пациента к осознанию своей способности к самопомощи. Так он может, лучше вооружившись, включиться в терапевтический процесс и овладеть системой самопомощи на всю дальнейшую жизнь. Пациент, или партнер, или семья пациента, ознакомятся теперь с приме­нением пяти ступеней в самопомощи. Одна из трех проблемных областей, которые пациент назвал в первом интервью, прорабатывается совместно с терапевтом.

а) Ступень 1: наблюдение и дистанцирование

Акценты расставить — во временном промежутке от 1 до 4 недель — в любом случае на привязанности и позитивной интерпретации. Этому помогут следующие мероприятия:

Наблюдение: понаблюдайте за поведением Вашего партнера. Запишите, на что Вы сердитесь и чему Вы радуетесь. Опишите эти ситуации подробнее. Вспомога­тельные вопросы: по отношению к кому и когда Вы ощущаете раздражение и по­давленность? Когда Вы радуетесь и ощущаете себя полностью счастливым? Что Вам нравится в Вашем партнере, что нет? Что привлекло вас друг в друге и что еще держит вас вместе? Генерализованное неприятное ощущение сводится в один постижимый гештальт, который позволяет увидеть новые аспекты и включить в поле семейных взаимоотношений процесс переучивания.

Записи выполняют при этом вентильную функцию: пациент, занимаясь сво­им конфликтом, тем не менее, не усиливает этим внешнюю конфликтную ситуа­цию.

Отказаться от критики: наблюдая за Вашим партнером, не критикуйте его. Место критики занимает наблюдение за партнером, который уделяет Вам недоста­точно внимания, педантичен, невежлив и т.д. При помощи дистанцированного наблюдения и отказа от критики конфликт будет осознан. Противоположная сто­рона его уже с этого момента будет восприниматься с другой точки зрения. От се­мейных привычек отказываются, как и от игры в критику, по крайней мере, на время, а связанные с ними ожидания разочаровывают. Для того члена семьи, ре­шившего сделать этот шаг к самопомощи, стадия наблюдения/ дистанцирования требует времени, которое нужно уделить партнеру, и терпения, чтобы принимать его таким, каков он есть.

Решать проблемы вместе с партнером: проблемы — это личное дело. Не об­суждайте их с третьим лицом. Вместо того чтобы говорить о страхах, агрессии и депрессиях, заметьте те обстоятельства, при которых они возникают. Еще лучше, отметьте, при каких обстоятельствах не появляются проблемы.

Реальное и желаемое действие. Опишите свой конфликт на языке реальных и идеальных действий. Исследуйте альтернативное поведение. Процессу переучи­вания сильнее всего мешает то, что вовлеченные в конфликт люди видят только конфликт и ничего больше. Их реакции на конфликты кажутся им предопреде­ленными судьбой. В этот момент наша цель – помочь пациенту открыть для себя альтернативные установки и образ действий. Пациент вкратце описывает создав­шуюся конфликтную ситуацию. Реальное действие описывает его реакцию, исхо­дящую из некоторой концепции. Желаемое действие заключает в себе контркон­цепцию, которая кажется пациенту подходящей.

Ситуация Реальное действие Желаемое действие
Г-н Б. имеет весьма ответственную долж­ность. По вечерам он очень поздно приходит домой. Его дети видят отца только в воскресе­нье. Времени на игры с ними у него все равно не бывает, поскольку в вы­ходные он разбирает свою корреспонденцию. Жена: «Ты живешь ради сво­ей работы или ради меня и детей? Выбери же, нако­нец!» Жена: «Я знаю, как трудна твоя работа, и мы умеем це­нить твои достижения. Не могли бы мы тебе как-ни­будь помочь, чтобы у тебя иногда хватало времени на нас? Мы постараемся вмес­те преодолеть невзгоды.

 

Переносить беспокойство: многие люди боятся посмотреть в глаза своим про­блемам и конфликтам. Они ощущают себя поэтому неуверенно, беспокойно и стра­дают, когда не могут этого избежать. Однако психотерапия и семейная терапия предполагают именно такую конфронтацию. Это похоже на ощущения у зубного врача, когда он сверлит, пораженный кариесом, больной зуб. Этого усиления боли почти невозможно избежать. Но затем зубной врач ставит пломбу и закрывает об­разовавшуюся дырку. Боли прекращаются. В аналогичной ситуации находится семья, которая решается на семейную терапию. Ее члены страдают. Но вме­шательство терапевта не обещает мгновенного устранения неприятностей, а, на­оборот, преходящее усиление беспокойства. Это, однако, не следствие терапевти­ческой ошибки, а важный шаг в лечении и лучшее доказательство того, что затро­нута центральная невралгическая точка.

б) Ступень 2: инвентаризация

Сферы переработки конфликтов. Напишите, в каких сферах у Вас возника­ют проблемы? Как Ваш партнер преодолевает свои проблемы?

Четыре модели для подражания: кто был Вашим кумиром? Какие отноше­ния были у родителей с Вами и между собой? Как Ваши родители относились к другим людям и социальным группам? Как относились Ваши родители к вопро­сам религии и мировоззрения? Как Вам представляются четыре измерения идеа­лов для Вашего партнера?

Актуальные способности: заполните дифференциально-аналитический оп­росник (ДАО) в отношении себя и других участников конфликта. Напишите по­яснение к Вашим ответам, соответствующие ситуации. На основании этого переч­ня актуальных способностей мы устанавливаем, в каких поведенческих сферах пациент и его партнер обладают позитивными, а в каких негативными качества­ми.

Здесь могут быть также использованы различные психодиагностические тес­товые методики, как Giessen-Test, Фрайбургский личностный опросник (FPI) и Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной терапии (WIPFF; Peseschkian, Deidenbach, 1988).

Концепции: какие девизы или принципы были популярны в Вашем доме? Какая концепция преобладает сегодня? Каковы концепции Вашего партнера? Кто Ваш любимый писатель? Какие из его высказываний приходят Вам в голову и что они для Вас означают? У кого Вы лечились до настоящего времени? Как Вы, Ваш партнер, Ваши родители, лечившие Вас врачи относились к психотерапии?

Разногласия и анализ взаимодействия: в каких областях Вы и Ваш партнер имеете различные взгляды, которые приводят к возникновению конфликта? На какой из стадий (привязанность, дифференциация, отделение) ощущаете Вы себя, а на какой — Вашего партнера?

Терапевтические акценты – предыдущая | следующая – Ситуативная поддержка

Психосоматика и позитивная психотерапия

Яндекс.Метрика