Яндекс.Метрика

Исследования нарциссизма в психоанализе (продолжение)

Как уже отмечалось, Фрейд, развивая свои представления о нарциссизме, принимал во внимание идеи К.Абрахама и О. Ранка. В 1919 году в работе «Особая форма невротического сопротивления аналитическому методу» («А particular form of neurotic resistance against the psychoanalytic method») К.Абра­хам впервые описал нарциссическую форму сопротивления, когда пациент идентифицируется с врачом, и ведет себя как супераналитик. Таким образом, он избегает сближения с вра­чом и зависимости от него. О.Ранк исследовал природу женско­го нарциссического тщеславия («Ein Beitrag zum Narzissmus» / «К вопросу о нарциссизме», 1911). Оно понималось им двоя­ко: и как нормальная, естественная любовь женщины к свое­му телу (эту точку зрения разделял и Фрейд в упоминаемой ранее работе «О нарциссизме»), и как защита от «плохости мужчин», настолько неспособных к любви и пониманию красоты и ценности женщины, что она вынуждена воз­вратиться к нарциссическому состоянию самолюбви. Уже в 1913 году Э.Джонс в работе «Комплекс Бога» («The God complex») соотносил самообожествление с нарциссизмом. О.Ранк позднее («Will Therapy» / «Терапия воли», 1945) предложил динамичес­кое объяснение тщеславия, самовосхищения и самовосхвале­ния через самообожествление индивидуальной воли. Концепт творящего, всемогущего, всезнающего Бога интерпретируется им как проективная персонификация индивидуальной воли. Воля становится самообожествляющей тенденцией, с само­надеянным желанием быть не только как Бог, но самим Бо­гом. Происходит самовольная переоценка Я таким образом, что понятия возраста, болезни и смерти перестают иметь от­ношение к Я.

Если в классическом психоанализе нарциссизм ассоци­ируется с самовлюбленностью, то неофрейдистами он по­нимается в первую очередь как самоненависть и самодеструктивность. Неофрейдисты критикуют концепцию нарцис­сизма за понятие фиксированного количества либидо. Они отмечают, что, согласно Фрейду, чем больше любви направлено на внешний мир, тем меньше остается самому себе, и наоборот. Э.Фромм («Man for Himself» / «Человек для себя», 1947) возражает против этой формулировки, так как она приводит к неприемлемой позиции: нарцисс пред­ставляется обогащенной личностью по сравнению с чело­веком, способным к любви. По мнению Фромма, в дейст­вительности человек, испытывая любовь к окружающим, не истощается, а обогащается.

К.Хорни систематизировала свои представления о нарцис­сизме и нарциссической личности к 1950 году («Neurosis and Human Growth» / «Неврозы и личностный рост»). Нарциссизм рассматривается как одно из направлений процесса патологи­ческого развития, как защита от тревожности через иденти­фикацию с воображаемым «идеальным Я». «Реальное Я», сре­доточие сущностного конструктивного личностного потенциа­ла, борется за выживание с таким безжалостным и неумолимым противником, как «идеальное Я». Невозможность самореали­зации ведет к деструкции индивидуальности. Автор считает, что нарцисс, любящий фантазийный идеальный образ, не спо­собен к истинной заботе о себе.

В.Джоффе и Дж.Сэндлер (Joffe IV., Sandler J., 1967) от­вергли определение нарциссизма как либидозного вложе­ния в Я или незрелого выбора объекта. Они связали понятие нарциссизма с самоуважением. В отличие от экономическо­го тезиса, они утверждают, что личность с высоким само­уважением также уважает других, с низким — более заин­тересована в себе.

Фрейд о нарциссизме – предыдущая | следующая – Первичный нарциссизм

Психология нарциссизма. Содержание