Яндекс.Метрика

Исследования нарциссизма в психоанализе

1. Классические исследования нарциссизма в психоанализе

1.1. Базовые представления о нарциссизме

Термин «нарциссизм» З.Фрейд стал употреблять с I905 года вслед за П.Неке и Х.Эллисом, использующих его при описа­нии особого вида сексуальной перверзии. О заимствовании у Иске Фрейд пишет в работе «О нарциссизме» (1914); позднее, н примечании, добавленном к «Трем очеркам по теории сек­суальности» в 1920 году, он утверждает, что термин был вве­ден Эллисом. Фактически, как пишут ЖЛапланш и Ж.-Б.Понгалис в «Словаре по психоанализу» (1996, с.246), понятие «нар­циссизм» начал применять Неке, комментируя в 1899 году концепцию Эллиса, который первым в работе «Психологи­ческое исследование автоэротизма» («Autoerotism, a psychological study», 1898) соотнес автоэротизм с чувством самовосхищения и мифом о Нарциссе.

В «Трех очерках по теории сексуальности» (I905) Фрейд считает «нарциссизмом» гомосексуальный выбор объекта, базирующийся на отношении любящей матери к Я. Нарциссизм рассматривается как сексуальная перверзия. В «Случае Шребера» (1911) нарциссизм начинает пониматься как особая стадия психосексуального развития, промежуточная  между автоэротизмом и объектной любовью. На стадии нар­циссизма, в отличие от автоэротизма, объектом любви уже становится Я как целое (как единый образ тела). Позднее, в «Я и Оно» (1923) различия между автоэротизмом и нарциссизмом не будут приниматься во внимание. В «Тотеме и Табу» (1912) представлена та же точка зрения, что и в «Случае Шребера»; утверждается, что на этой стадии развития ребенку свойственна вера во всевластие мыслей.

В 1914 году Фрейд посвящает нарциссизму отдельное исследование. В работе «О нарциссизме» новым, по сравнению с представлением о перверзии, является понимание нар­циссизма как «либидозного вложения в Я». С опорой на прин­цип сохранения либидозной энергии постулируется равно­весие между Я-либидо и объектным либидо: чем больше поглощает одно, тем сильнее истощается другое. Концент­рация либидо на Я становится патогенной в случаях парафрении с бредом величия и ипохондрии. Фрейд разделяет идеи К.Абрахама о процессе востребования либидо субъек­том, описанном им на примере «раннего слабоумия». Нар­циссизм представляется либидозным дополнением к эгоиз­му инстинкта самосохранения: сильный эгоизм защищает от болезни, но в конце концов необходимо начать любить, чтобы не болеть. Выделяются два типа любви: с аналити­ческим выбором объекта, когда любишь «вскармливающую женщину» или «защищающего мужчину», и с нарцисси­ческим выбором объекта. Последний уже не трактуется как гомосексуальный, а понимается в более широком смысле: любишь то, что сам из себя представляешь, или то, чем прежде был, или то, чем хотел бы быть, или человека, ко­торый был частью тебя самого (нарциссическая любовь ма­тери к ребенку). Нарциссическая любовь нестабильна. Лю­бые разочарования в совершенстве объекта любви (объекта идеализации) подвергают ее опасности, и привязанность сменяется нарциссизмом. Подчеркивается амбивалентность отношения к объекту, выбранному на нарциссической ос­нове. В работе «Печаль и меланхолия» (1917) Фрейд объяс­няет меланхолию (в современном понимании — эндоген­ную депрессию) обращением ненависти на Я, которое иден­тифицировалось с объектом. Вслед за О.Ранком, Фрейд видит в замене любви к объекту идентификацией с объектом «зна­чительный механизм в нарциссических заболеваниях». Нарциссическое заболевание, или «нарциссический невроз», в современном понимании есть психотическое заболевание. Фрейд считал, что психотическая патология представляет собой, по крайней мере частично, возврат к очень раннему уровню функционирования психики, когда способность относиться к окружающим и любить их, отделяя от соб­ственной личности, еще не развилась. Он утверждал, что при «нарциссическом неврозе» больной неспособен к раз­витию перенесения, и поэтому психоаналитическое лече­ние невозможно.

Введение – предыдущая | следующая – Самообожествление и нарциссизм

Психология нарциссизма. Содержание