canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Интеллектуальное развитие детей с РДА. Особенности интеллектуального развития детей с РДА

Глава 7. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Глава 7

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

По данным отечественных и зарубежных психологов, у подавляющего большинства детей, страдающих аутизмом, наблюдаются различные по степени тяжести  интеллектуальные нарушения.

Некоторые авторы считают, что именно нарушения когнитивных процессов  являются центральным звеном в патогенезе аутизма. Высказываются мнения, что аутизм в  детском возрасте следует рассматривать как своеобразный вариант интеллектуальной недостаточности [Baron-Cohen, Leslie, Frith, 1985], Нельзя согласиться с подобными  высказываниями: имеют место случаи, когда дети с ранним детским аутизмом успешно  заканчивают школу, обучаются в вузе.

Большинство исследователей сходится на том, что многим аутичным детям в целом  доступны такие мыслительные операции, как классификация, обобщение, понимание  причинно-следственных связей и пр. Основная трудность состоит в активном  использовании имеющихся знаний и навыков в обыденной жизни, ситуациях  непосредственного общения с другими людьми, то есть в переносе и адаптации к любой  новой ситуации. Существенное влияние на формирование мыслительных операций у  детей с аутизмом оказывают особенности их восприятия и внимания, проявляющиеся в  чрезмерной концентрации отдельных аффективно значимых признаков, не имеющих  социального значения. Немаловажное значение имеет и недоразвитие регулирующей  функции речи.  В многочисленных клинических исследованиях отечественных и зарубежных  психиатров отмечается, что развитие интеллекта при раннем детском аутизме зависит от  характера и динамики заболевания, в рамках которого он проявляется. Наихудший  прогноз в дальнейшем психическом развитии наблюдается у детей с синдромом аутизма  вследствие раннего шизофренического процесса. Лучший прогноз — у детей с синдромом  аутизма в рамках формирующихся шизоидных психопатий с удовлетворительной

социальной адаптацией  [Asperger, 1944; Башина, 1980] и аутистических органических психопатий [Krevelen,  1963; Wing, 1985; Мнухин, Зеленецкая, Исаев, 1967; Каган, 1981; и др.].

Исследований, посвященных анализу интеллектуального развития у детей с  аутизмом, явно недостаточно. В. Е. Каган исследовал уровень интеллектуального  развития у школьников с аутизмом по методике Векслера. Психометрическое  исследование детей с синдромом раннего аутизма выявило у 15—20% испытуемых  легкую интеллектуальную недостаточность. Автором было установлено, что в среднем  общий интеллектуальный показатель у детей с данной патологией ниже, чем у здоровых,  но выше, чем у умственно отсталых. Средний уровень невербальных показателей у них  заметно ниже, чем у здоровых, а у более чем 30% детей величина этих показателей такая  же, как у умственно отсталых детей. Особенно низкие показатели наблюдаются при  выполнении тестовых заданий на установление последовательности событий,  пространственных отношений, переключение и распределение внимания. Показатели  вербальных функций также отличаются неравномерностью. При выполнении теста  Векслера дети с аутизмом обычно показывают большой разрыв между показателями  невербального и вербального интеллекта. Было замечено, что даже дети с сохранным  интеллектом, которые учатся в массовых школах на «хорошо» и «отлично», при  выполнении тестов Векслера получают итоговые оценки, соответствующие уровню  задержки психического развития или умственной отсталости [Каган, 1981].

В настоящее время существует множество различных точек зрения на особенности  развития мышления у аутичных детей, но наиболее интересной и обоснованной, на наш  взгляд, является концепция наших отечественных авторов К. С.Лебединской, В. В.Лебединского и О. С. Никольской. Авторы справедливо подчеркивают, что нарушение взаимодействия психических функций наиболее специфично проявляется в особенностях формирования мышления и речи аутичного ребенка. В исследованиях этих и других авторов выявлен диффузный характер связи между словом и предметом, что не наблюдается у здоровых детей [Спиваковская, 1980; Лебединский, 1985; Никольская, Баенская, Либлинг, 1997]. Аффективно насыщенная акустическая сторона слова

приобретает у детей с аутизмом самостоятельное значение и проявляется в таком явлении, как автономная речь. То есть ребенок может произносить отдельные слова, звуки и звукосочетания, не связывая их с конкретными предметами, ситуацией и смыслом. В специальных исследованиях особенностей мышления у младших школьников с аутизмом, проведенных под руководством В. В. Лебединского, выявлено недоразвитие у них обобщений, несмотря на достаточно высокий уровень развития понятийного мышления. Это явление авторы объясняют задержкой развития социального опыта ребенка с аутизмом. «Можно предположить, — пишет В. В. Лебединский, — что в результате аутистических установок в поле сознания больного ребенка поступает лишь часть необходимой с точки зрения социальной практики информации о предметах, их свойствах и функциях. В то же время приобретают самостоятельное значение не координированные с функциональными (социально более значимыми) такие перцептивные свойства предметов, как цвет, форма, размер. В этих условиях при решении задач, где имеется конфликт между зрительно воспринимаемой ситуацией и смыслом поставленной задачи, больной ребенок ориентируется не на существенные признаки, а на глобальные перцептивные впечатления» [Лебединский, 1985, с. 132-133].

Память аутиста – предыдущая  | следующая –  Степень тяжести патологии и интеллектуальное развитие

ОГЛАВЛЕНИЕ 

консультация психолога детям, подросткам, взрослым

 

 

Яндекс.Метрика