В зависимости от объекта либидо (предмета, на который оно направлено) можно различить аутоэротический период, а позднее создается эдиповский комплекс (в первые детские годы), в котором мальчик концентрирует свои страстные желания на матери и в котором развивается враждебное отношение к отцу-сопернику. Аналогичное явление наблюдается и у девочек. Детская сексуальность имеет две верхние точки, разделенные периодом латентности. Первая верхняя точка отмечается на 4-5 году жизни (сюда наслаивается и «кастрационный комплекс»), затем следует период латентности, длящийся до наступления пубертатного периода, когда «развиваются формы нравственности, стыда и отвращения». Сексуальность направлена на сладострастие (по принципу сладострастия), и лишь во вторую очередь она служит для репродукции, размножения.
Учение об отвращении, подавлении, подсознании, об этиологическом значении сексуальной жизни, о детской сексуальности и об ее значении для всей дальнейшей жизни является основой психоанализа.
К этому присоединяется концепция Фрейда о личности и о роли подсознания. Фрейд делит «психический аппарат индивида» на три области.
- «Оно» (Id, Es) является подсознательной, анимальной, инстинктивной областью импульсов и потребностей, которые стараются удовлетворить по принципу сладострастия.
- «Я» (Ego, Ich) является сознательной областью или по большей части способной к сознанию (несмотря на то, что оно также коренится в подсознании). Основной задачей «Я» является цензура над импульсами, исходящими из области «Оно». «Я» или пропускает эти импульсы в сознание, или подавляет их отчасти сознательными, отчасти подсознательными механизмами.
- «Над Я» (Superego, Uber-Ich) является «наследником эдиповского комплекса и представителем этических требований человека», равняется тому, что в разговорной речи означают словом «совесть»; это область нравственной оценки и ценности, это идеальное «Я», осознавание того, как должно было бы выглядеть «Я» в соответствии с общественными принципами и моральными высшими требованиями.
Как у айсберга, основная масса которого находится под водой, так и большинство психических процессов происходит в бессознании и лишь незначительная часть их осознается. Между бессознательной и сознательной областью имеется предсознание, в которое поступают только те мысли, представления и стремления, которые были пропущены цензурой «Я».
Человеческой жизнью управляют два влечения: Эрос – инстинкт самосохранения и сохранения рода (который Фрейд сузил до либидо сексуального характера) и Танатос – влечение смерти, влечение деструктивное. В данном случае влечение здесь рассматривается «как какая-то гибкость всего живущего, как стремление вновь создать ситуацию, уже однажды существовавшую и нарушенную внешними причинами».
Психоанализ, без сомнения, переоценил роль сексуальности в жизни человека, так что Фрейда справедливо упрекают в пансексуализме. Последний проявляется ясно не только в объяснении сновидений, в которых все длинное и плотное является половым членом, а все, имеющие углубление (например коробка), является женским гениталием; каждое ритмическое движение означает движение при половом сношении (если на поезде, на лыжах и т. п.); каждое управление (например, сон об управлении поездом) означает онанизм, но также и в объяснении социальных и культурных явлений. Например, паника возникает вследствие того, что толпа теряет своего вождя, который, в сущности заменяет отца; убийство отца, по Фрейду, является ядром тотемизма и отправной точкой для возникновения религии; сублимацией секса является и искусство, и наука и т. д. (сублимация означает перевод секса в другие области). Таким путем психоанализ Фрейда игнорирует историческо-общественное развитие и экономическо-общественные отношения. Человек, по Фрейду, определен, в сущности, подсознанием, детерминирован слепыми биологическими силами и кончает философским фатализмом. (То, что мы называем своим «Я», ведет себя в жизни пассивно, наша жизнь направляется неизвестными, непреодолимыми силами …, собственным результатом, а следовательно, и первой целью является смерть».)
Психологи также никогда не отрицали важность первых детских впечатлений и особенно травматизирующих впечатлений. Но им также хорошо известно, что ни детской сексуальностью, ни сексуальными впечатлениями во взрослом состоянии невозможно объяснить неврозы (например, посттравматические неврозы, конфликты на работе и т. д.). Пациенты Фрейда, однако, в большинстве своем относились к слоям общества, ведущим праздную жизнь, заполненную в первую очередь сексом.
В противоположность этому следует признать большое значение Фрейда за его попытку создать в противовес кафедрально-дедуктивной и статистической психологии динамическую и глубинную концепцию личности, его упор на значение подсознательных компонентов психической жизни и их связи с сознанием, значение ранних детских впечатлений, подчеркивание значения биологических потребностей, изучение механизма неврозов; изучение кажущихся бессмысленными снов, их символики и изучение так называемых ошибочных действий (описки, оговорки и т. п.).
Хотя эта интерпретация и генерализация были ненаучными, можно сказать, что значение Фрейда заключается в том, что статическую психологию он заменил психологией динамической.