Методы лечения, не ориентированные на психоанализ. Продолжение

Гуманистические психотерапевтические способы лечения.

Как «третья сила» при психотерапии наряду с классическим психоанализом и поведенческой терапией применяется гуманистически направленная, или ориентированная на переживание, терапия. K ней причисляются следующие методы: гештальт-терапия, психодрама, анализ взаимосвязей, биоэнергетика, концентрированное на теме
взаимодействие, концентрированная на клиенте психотерапевтическая беседа (C. Rogers) и часто также индивидуальная психология по Альфреду Адлеру.
Характерным для этих терапевтических форм является основанное на экзистенциальной философии предположение об автономности самости (существование «Я», стремящегося к самореализации и развитию). Решающую роль в этом процессе играет встреча с другими людьми, переживание и «гарантированность» в настоящее время, как образец прошлого и будущего, решение и возможность новых форм переживания, так же как динамическое равновесие в сомато-психолого-интеллектуальных процессах.

Гештальт-терапия.

Гештальт-терапия  обоснована Fritz Perls (1893-1970), его женой Lore Perls (род. 1906) и Рaul Goodman (1911-1972). Название связано с теоретическими корнями гештальт-терапии, а именно с гештальт-теорией, которая интерпретирует психические функции, прежде всего в области восприятия, мышления и социального поведения, как выражение образования гештальта (например, феномен соотношения фигуры и фона). другие корни гештальт-терапии исходят из психоанализа и групповой динамики.
Различные варианты гештальт-терапии развиваются относительно быстро, особенно в ФРГ, где они носят название интегративной терапии. O них и будет идти речь ниже.
Интегративная терапия руководствуется тремя центральными антропологическими концепциями: 1) телесность; 2) внутренняя субьективность; 3) целостно-сценическое переживание и понимание.
1. От несколько старомодного и привлекательного понятия тела отграничивается современное понятие сомы, которое объективируется и понимается через базисную «модель машины». Тело есть одушевленная сома, «совокупный орган», с помощью которого воспринимается боль, наслаждение, стремление к движению или покою, страх, подавленность.
Существуют также важные телесные события, являющиеся показателями душевного состояния (прежде всего настроения и самочувствия). Когда я чувствую себя, то я чувствую себя как тело, а никогда как сому; как сому я расцениваю себя как «другого». Интегративная терапия говорит о теле-самости, как первооснове самости, благодаря которой создается роль самости. Телесное состояние, как, например, радостное и светлое восприятие окружающего мира, чувство собственной значимости и соответствия, самонаблюдение или сон суть органические состояния человеческого самочувствия, а не взаимосвязи каких-то «инстанций». Пока эти состояния гибко переходят одно в другое, человек здоров, если же определенное состояние фиксируется, то возникает угроза заболевания.
B течение индивидуального и коллективного развития и социальной истории возникает большая или меньшая степень анестезии так называемого «перцептивного тела» («это вовсе не причиняет мне боли»), ампутация «экспрессивного тела» (например, вялая безжизненная рука и парализованность) и амнезия «мемориального тела» (выпавшие из воспоминаний отрезки времени). Основная терапевтическая работа состоит в том, чтобы вытеснить эти состояния в сому. Интегративная терапия в связи с этим прибегает в определенной мере к технике, имеющей отношение к телу, работе с творческим методом, двигательной терапии, эмоциональной практике.
2. Концепция внутренней субьективности свидетельствует, что человек не может быть одиноким в своем существовании и понимании окружающего. Основным опытом человека является основанное на внутреннем доверии двойное единство матери и ребенка. Мышление как внутренний диалог, процесс построения идентификации с самим собой, которые мы наблюдаем, находится в процессе развития в косвенной, но постоянной связи с другими.
Внутренняя субъективность в узком смысле слова есть способность субъекта включать в себя субъективность других, и осуществление такого обобщающего процесса соответствия является терапевтической целью. Эта цель заключается в способности к контакту (общая способность связываться с другим и отграничивать себя от другого), к встрече (относительно краткосрочная интенсивная межличностная связь c представлением о внутренней сущности другого) и к связи (способность к длительным межличностным отношениям, поддерживающимся вопреки критическим ситуациям). Взаимоотношения пациента и терапевта как модель такой связи имеют выдающееся значение. B связи c этим терапевт не может вести себя исключительно трезво и эмоционально нейтрально, но должен недвусмысленно и четко с подлинной искренностью и натуральностью приводить в соответствие интерсубъективные способности пациента, а также подходить избирательно к его высказываниям. Способность к внутренней субъективности ограничивается упорной склонностью к переносу . Повреждение способности к взаимосвязи с «внутренним», т.е. с самим собой, и «внешним», т. е. c другими, приводит к травматизации (чрезмерное стимулирование, например при несчастных случаях, причинении ущерба, злоупотреблениях), дефициту (хроническое эмоционально-социальное «голодание») или конфликтам (хроническое противостоящее стимулирование, например, импульс и его торможение) в прошлом и настоящем. Существует общее положение о том, что хроническое повреждение межличностных связей действует тем сильнее, чем раньше они возникают, в связи с чем более поздние нагрузки имеют меньшее патогенное значение.
Для того чтобы уменьшить старое или вновь возникающее страдание, человек развил механизмы преодоления или защиты; в основе интегративной терапии среди прочего стоит так называемое «вытеснение в тело» и отделение, осуществляемые путем упорных совместных тренировок. Это приводит к погашению остроты чувств и уменьшению травмирования при восприятии себя и чужих в ситуации «здесь и сейчас» (сцена). Целью терапии является повторное переживание соответствующей имевшей место ранее ситуации и выработка интеграции. Это достигается часто при проведении ролевой игры (диалог с самим собой), во время которой пациент, по возможности, «меняет стулья» (техника «пустого стула»), внося различные выразительные тенденции в контакты cсблокированной стороной своей самости и/или с персоной, в отношении которой ранее устанавливалась связь. Примером может служить мучительное чувство пациента, никогда не приходящее спонтанно, во время диалога между «контролером» и ранее не воспринимавшимся «озлоблением», которое позднее персонифицируется как конфликт между матерью, склонной к гиперопеке и повышенному контролю, и нуждающимся в любви озлобленным ребенком. B состоянии ярости вновь переживаются интерсубъективные связи, что приводит к интеграции и восстановлению у пациента способности распоряжаться своей энергией и спонтанностью.
3. Так же как и в психодраме, при проведении интегративной терапии пациент выступает как творческий, стремящийся к самовыражению партнер в игре на сцене своего миросозерцания. Его игра осуществляется в соответствии с взаимодействием ролей (внутренних образцов перенесения и присвоения). Это является исходным пунктом образования социализации и идентификации (роль самости). Роль соответствует не только общественным или семейным образцам, но воплощает также способность к выбору и индивидуальность.
B теории интегративной терапии основы функционирования раннего мышления описываются как проприоцептивные, «атмосферические» образные и сценические. B дальнейшем появляется и обычное вербальное мышление, но это не отменяет существования «внедренных в тело» ранних форм. Сохранившиеся представления об атмосфере, картины и сцены влияют на личность, по крайней мере, не меньше, чем накопленный вербальный опыт и могут в проблемной ситуации проявиться как стойкие образы ролевого поведения или в форме периодически возвращающихся, кажущихся необоснованными нарушений настроения, приводящих к более или менее тяжелым повреждениям (атмосферические — «мир холоден и пуст» в связи с длительным периодом оставленности ребенка; образные — картина повозки, в которой увозят отца; сценические — безнадежность и стыд в ситуации общения, потому что все братья и отец потешаются во время трапезы, а мама молчит).
Терапевт путем регистрации и понимания атмосферы и содержания сцены использует необходимый механизм контрпереноса , конкретизирует и разъясняет больному его расстройства и вследствие переживания старой сцены помогает пациенту приобрести новый эмоциональный опыт и разрабатывает вместе с ним возможную комленсаторно-терапевтическую стратегию поведения.
Гештальт-терапия широко распространена в клинических и консультативных учереждениях. Она проводится с пациентами, имеющими показания для глубинно-психологической терапии, и, кроме того, дпя таких пациентов, которые, прежде всего, нуждаются в тренировке способности к восприятию, побуждению извне и мобилизации. Гештальт-терапия проводится как при двусторонних контактах, так и в процессе групповой терапии.

 

 

Методы лечения, не ориентированные на психоанализ Начало. – предыдущая | следующая – Методы лечения, не ориентированные на психоанализ Завершение.

ПСИХИАТРИЯ. ПСИХОСОМАТИКА. ПСИХОТЕРАПИЯ. Оглавление.