В 8 мес. ползает, сидит без поддержки; может взять в каждую руку игрушку и стучать ими друг о друга, начинается подражание (слога, движения).
В 1 год начинает ходить, произносить первое слово.
В 18 мес. поднимает предмет с земли и не падает; бегает, залезает на стул, строит башню из трех кубиков, знает около 10-20 слов, водит карандашом по бумаге, сам ест ложкой (но разливает).
В 2 года может ударить ногой мяч и не упасть при этом; ходит на «цыпочках», по лестнице, начинает склонять и спрягать; играет в подражательные игры (укладывает спать куклу, возит ее в коляске и т. п.), не мочится в штаны.
В 3 года уже может перескочить веревку на высоте 5 см; делает фигурки из пластилина, способен сам зашнуровать ботинки, повторить короткий рассказ, играет в общественые игры («в маму», «в доктора»), умывается. (Более подробно этот обзор описан в книге И. Коха-Зд. Матеичка «Психология и педагогика ребенка», Государственое медицинское издательство, 1960 г.) Значительным проявлением, особенно в возрасте около 2,5 лет, бывает первое детское упрямство – выражение уведомления собственной личности там, где это не было сделано соответствующим предыдущим воспитанием. Оно переходит иногда в следующий период.
Дети дошкольного возраста (3-6 лет)
Характерной и типичной для ребенка в этом периоде является творческая игра, связанная с воображаемой деятельностью, с фантазией. Одновременно игра имеет и другое значение – первое подчинение определенному распорядку, правилам. Кроме конструктивных игр с предметами, появляется характерное социальное подражание; игра «в солдаты», «в железнодорожника», а также, например, игра «в рыбака» – ребенок увлеченно закидывает удочку «в воду» (на ковер). Развитие речи становится индикатором зрелости. В моторическом отношении дети становятся уже очень ловкими (раздевание и одевание, зашнуровывание, умение обращаться с мелкими предметами, например, с карандашом; удерживание равновесия и при стоянии на одной ноге. Начинает преобладать доминантность одной из верхних конечностей – «левша», «правша»). Восприятие еще полностью не дифференцировано; из деталей запоминает только наиболее бросающиеся в глаза (у собаки хвост, пасть). Внимание определяется скорее моментальными интересами. Память очень конкретная, начинает быть сознательной: ребенок старается запомнить сознательно некоторые сведения. Эмоции являются более дифференцированными и в конце периода бывает уже развита обширная шкала эмоциональной жизни: любовь, сочувствие, дружба, зависть, ревность а также и социально-этические чувства. Появляется и эстетическая радость из-за формы.
В заключение можно сказать, что перед поступлением в школу уже начинает формироваться детская личность. Поскольку речь идет о гармоническом развитии, необходимо избегать всего, что могло бы деформировать ее. Спокойствие, терпеливость, непринужденность воспитания, уважение к детской личности, исполнение обещаний, искреннее, а не показное участие в жизни ребенка, положительный эмоциональный климат являются предпосылками этого гармонического развития детской личности.
Школьный период с препубертатным периодом
В данном случае речь идет о таком периоде, при котором психическое и физическое развитие тесно связано с общественными обязанностями. Жизнь связана с коллективом, создается и совершенно новая связь: учитель – ученик. Появляется ряд новых, до этого времени неизвестных, обязанностей: регулярное вставание, дисциплинированное поведение за партой, подчинение личных потребностей работе в коллективе. Значительная часть познавательной деятельности связана с обучением в школе, так же как и тренировка более длительной концентрации внимания и работы.
Учение в этом периоде является общественно полезной, имеющей большое значение и вовсе не легкой для ребенка работой.
Поэтому для некоторых детей поступление в первый класс является критическим: неспособность вовремя и без нарушений адаптироваться к новым условиям и к новой среде проявляется особенно в мутизмах первоклассников. Дети, не подготовленые в достаточной степени к переходу в школьной коллектив (дети, живущие изолированно от других детей, или дети, которых пугали школой) в результате этого нередко в школе молчат и их ошибочно могут перевести даже в школу для умственноотсталых детей, хотя было бы достаточно сответствующего психотерапевтического вмешательства. Для детей в первом классе особенно типична чрезвычайная подвижность. Произношение уже развито. В эмоциональном отношении часто отмечается проявление лабильности, эмоциональной неустойчивости и шаткости, эмоциональная жизнь развивается в направлении к экстремальным проявлениям – иногда даже к эмоциональному напряжению в тех случаях, где оно поддерживается неподходящими формами воспитания.
Усиливается значение социальных игр: водитель автомобиля (со звуковыми проявлениями), врач, солдат, учительница, летчик. Развиваются и спортивные и общественные игры.
Развиваются конкретные нравственные нормы, скорее в смысле того, чего нельзя и не должно делать, чем в смысле того, что является желаемым (гетерономные моральные ценности). Такая картина наблюдается до второго класса. Со второго класса ребенок уже справляется с новыми требованиями коллектива и оценок, становится более уравновешенными, но с другой стороны, более чувствительным к упрекам и неудачам. Начинает сам давать оценку (около 9 лет), не принимает уже вещи такими, как они есть (споры детей между собой).
Наступает весьма существенный прогресс в моторике, точность, быстрота и владение движениями даже вызывают удивление. Подвижные игры являются наиболее любимыми. Большинство психологов и педиатров сходится на том, что движение в этом возрасте так же, как и громкость проявлений являются вентилем, ослабляющим напряжение.
Мышление весьма конкретное, образное и логичное. Дети становятся критичными и по отношению к самим себе – сравнивают себя с другими. В эмоциональном отношении уменьшается страх перед неизвестным, но увеличивается страх перед трудными ситуациями в обществе (в школе, среди друзей одноклассников, страх перед родителями, которые наказывают и т. п.).