Расстройства желудочно-кишечного тракта.
Язва двенадцатиперстной кишки.
Психодинамика. Значительное число больных относится в плане прегенитальных расстройств развития к псевдонезависимым пациентам. C другой стороны, мы встречаем это заболевание у манифестно зависимых пациентов в смысле сильно выраженного участия прегенитальных структур. Наряду с преобладанием конфликта зависимости/независимости имеются также и пациенты с различной степенью выраженности конфликта близости/дистанцирования . Для проявления картины язвенной болезни двенадцатиперстной кишки решающее значение имеет подавление сознательных или подсознательных зависимых желаний. Пациенты вынуждены подавлять агрессивно звучащие реакции разочарования во избежание развития страха дальнейшего лишения объекта. Эти защитные фрустрационно-агрессивные желания, в свою очередь, приводят к стимулированию секреции желудочного сока и переносу состояния равновесия между агрессивными и защитными факторами в область желудочно-дуоденальной слизистой оболочки.
Взаимосвязанное поведение (взаимоотношения в группе). Так как большинство псевдонезависимых пациентов при психотерапии осознают свои зависимые желания и в то же время опасаются своей нарциссической зависимости и агрессии, с ней связанной, то они переводят эти желания и агрессию на психосоматические рельсы. Манифест-зависимые пациенты при проведении соответствующих психотерапевтических мероприятий стремятся исключить подтверждения со стороны выраженных желаний зависимости, не будучи заинтересованы в их психотерапевтической переработке.
Психотерапия. При взаимоотношениях в группе для успеха психотерапевтических мероприятий целесообразно псевдонезависимых и манифест-зависимых пациентов разделить на три небольшие группы. Первую группу составляют пациенты, пригодные для психоаналитической терапии. Психотерапевтический успех во второй группе достигается при стационарной или амбулаторной психотерапии, как психоаналитически ориентированной, так и подходящей для данного случая психотерапевтической врачебной беседе c каждым пациентом. Третью группу составляют пациенты, соответствующие первой и второй ступени, согласные на связь «врач—пациент», укрепляющую их способность к мобилизации и, в конечном счете, обеспечивающую их способность к дифференцированному восприятию собственных чувств. Для пациентов, страдающих язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки, адекватная психотерапия имеет такую же эффективность, как и медикамектозная терапия, а именно тормозит агрессивные влияния на слизистую и поддерживает защищающие слизистую оболочку факторы.
Взаимосвязанное поведение (взаимоотношения в группе). Исходя из возникновения приступа (толчка, сдвига) в развитии колита, мы встречаем у пациентов особенно характерную психопатологию: интенсивно звучащие депрессивные желания зависимости вследствие состояния эмоционального бессилия c постоянным поиском ключевой фигуры в связи с отказом от прежних привязанностей. B больнице пациенты очень чувствительны к разного рода «отказам», исходящим от тех лиц, которых они считают ключевыми фигурами, а именно от врачей и ухаживающего персонала.
Психотерапия. Исходя из характерного конфликта зависимости/независимости, вначале показана, прежде всего, поддерживающая психотерапия, на которую пациенты, как правило, соглашаются, и, в случае удачи, присоединение ко второй или третьей лечебной ступени (группе) . Наконец, для псевдонезависимых пациентов рекомендуется длительное психотерапевтическое сопровождение. Можно убедиться на практике, что комбинация терапевтическом лечения и психотерапии приводит к укорочению приступов язвенного колита, продлению ремиссий между приступами и, наконец, к смягчению болезни и успехам в социальном приспособлении пациентов.
болезнь Крона.
Психодинамика. Подобно тому, как это бывает при язвенном колите, мы встречаем среди этих больных псевдонезависимых, а также манифестно-зависимых пациентов, однако, в отличие от пациентов с язвенным колитом, преобладает конфликт близости/дистанцирования (по сравнению c конфликтом зависимости/независимости), а также эмоциональная сдержанность. Только треть пациентов, страдающих болезнью Крона, обнаруживает такие же психопатологические расстройства и такую же психодинамикy, какая встречается при язвенном колите.
Взаимосвязанное поведение (взаимоотношения в группе). Вследствие доминирования конфликта близости/дистанцирования большая часть пациентов испытывают интенсивную потребность в зависимости, которая проявляется в стремлении установить взаимоотношения при прямых контактах, даже с группой врачи—медсестры—обслуживающий персонал, эпизодически избегающей подчеркнуто зависимого поведения пациентов. На более поздних этапах мы нередко встречаем вследствие сильно выраженного сдерживания чувств эмоциональную пустоту, до появления которой можно констатировать некоторую нерезко выраженную монотонность.
Психотерапия. B противоположность больным язвенным колитом пациенты, страдающие болезнью Крона, менее склонны к психотерапии. Этот вид терапии больше показан тем пациентам, чья психическая структура близка к психическим особенностям больных с язвенным колитом.
Функциональные абдоминальные нарушения.
Наиболее часто встречающейся картиной нарушений в верхней части живота является функциональное расстройство «раздражение желудка». Следующие пять симптомов встречаются при этом расстройстве единично или в комбинации: отрыжка, чувство переполнения желудка, легко возникающее неприятное ощущение в области желудка, при давлении доходящее до судорожного болевого ощущения, тошнота, доходящая до позывов к рвоте и рвоты, а также голодные боли с улучшением после приема пищи. B нижней части живота чаще всего диагностируются функциональные расстройства в виде «раздражения толстого кишечникa». B качестве симптомов описываются боли в кишечнике, а также нарушения стула (запор и/или понос), иногда а отделением слизи из прямой кишки. Едва ли не половина пациентов, жалующихся на желудочно-кишечные нарушения, страдают функциональными расстройствами.
Психодинамика. Пациенты с функциональными абдоминальными расстройствами страдают интенсивной степенью прегенитальных расстройств созревания, а также конфликтами зависимости/независимости или близости/дистанцирования.
Взаимосвязанное поведение (взаимоотношения в группе). Оно зависит от соответствующей психодинамической конфигурации. Инроспективные возможности и способность к саморефлексии y пациентов с раздражением желудка более понятны, нежели y больных с раздражением толстого кишечника.
Психотерапия. B отношении пациентов с раздражением желудка не существует еще какого-либо психотерапевтического опыта. При согласии на психотерапию пациентов с раздражением кишечника психоаналитически ориентированная терапия с фокальной направленностью может привести к отчетливому соматическому и психическому улучшению. Получены результаты об эффективности терапии, проводящейся по принципу поддержания биологической обратной связи путем расслабления и систематической десенсибилизации.
Психогенные нарушения питания.
Ожирение.
Ожирение возникает вместе с нарушением энергетического баланса и сопровождается увеличением аппетита и стремлением к повышению калорийности пищи. Это расстройство основано, вероятно, на раздражении механизма голод/насыщение, который через центральное гипоталамическое управление чувством голода и насыщения может быть обусловлен психовегетативным образом. B результате патологическое обжорство является выражением повышенного чувства голода и/или уменьшением чувства насыщения или наступающим позже постоянным комбинированием нарушений чувства голода и насыщения. Возникла теория, основанная на исследованиях животных, о том, что число жировых клеток может быть обусловлено не только генетическими факторами, но и, вероятно, количеством принимаемой пищи в первые годы жизни. Вследствие этого перекармливание грудного ребенка может привести к увеличению числа жировых клеток, которое в последующем остается стабильным. Это увеличение числа жировых клеток, в свою очередь, является диспозицией для увеличения жадности в потреблении жирной пищи. Перекармливание в грудном возрасте может быть связано с различными причинами. C одной стороны, это могут быть общественные традиции и, в особенности, семейные привычки приема пищи, с другой — нарушение взаимосвязи мать—дитя. Поскольку именно мать не адекватно ситуации оценивает потребности ребенка в пище (вследствие невротического эмоционального торможения, безрадостной семейной ситуации, перегруженности стрессовыми факторами), она в качестве компенсации перекармливает ребенка, считая, что это доставит ему удовольствие и успокоение заменяется поиском эрзац-объекта, обязанности которого исполняет пища, которая в одинаковой степени успокаивает и удовлетворяет пациента. Пациент чувствует себя, по крайней мере временно, душевно уравновешенным, иногда даже эйфорическим.
Взаимосвязанное поведение (взаимоотношения в группе). У страдающих ожирением пациентов, стремящихся преодолеть чувство утраты объекта при помощи увеличения калорийности пищи, в период лечения усиливается чувство утраты («диетическая депрессия»). Так как больные ожирением в отношении своего душевного состояния зависят от «наркотика еды», большинство из них подсознательно или наполовину сознательно в своих взаимоотношениях с врачом интенсивно стремятся уйти от темы еды и предлагают говорить о других причинах болезни (например, о болезнях желез внутренней секреции), лежащих вне пределов личной ответственности пациента. B соответствии с этим, пациенты часто отрицают как факт своего повышенного аппетита, так и объективную тяжесть своего ожирения и диспластичности и нередко убеждают себя и окружающих в необходимости «немного поесть».
Психотерапия. Как показывает опыт, больные с ожирением применяют диетическое питание, реализуя его по собственному усмотрению. Благоприятные терапевтические возможности мы усматриваем в группах самопомощи под девизом «следи за весом» и в поведенческой терапии с множеством вариантов. При поведенческой терапии пациент при приеме пищи учитывает постоянный и явный контроль со стороны (например, от человека, занимающего определенное место за столом или при просмотре телевизионных передач). Это преследует цель с помощью интенсивных тренировок достичь сдерживания потребности в приеме пищи.
Нервная анорексия.
Пятью ведущими соматическими симптомами нервной акорексии являются: сильный страх увеличения веса тела; значительная, вплоть до экстремальной, нехватка веса тела (и как следствие — ограничение приема пищи и рвота); отчетливое нарушение восприятия схемы тела в плане ощущения собственной полноты; недостаточное понимание патологии приема пищи, а также аменорея. Нервная анорексия возникает преимущественно y юных девушек в пубертате или в постпубертатном периоде.
Психодинамика. Нервная анорексия встречается чаще всего у псевдонезависимых пациентов со средней выраженностью прегенитальных расстройств созревания c манифестирующей сменой проблематики, которая проявляется в остром конфликте между чувством собственной независимости и самостоятельности (взрослости),с одной стороны, и приспособлением к желаниям родителей — с другой. Конфликт разыгрывается между понятиями «вес» и «худоба». Этот конфликт приносит, с одной стороны, чрезмерный самоконтроль, а с другой — драматическую потребность в помощи с «невротическим компромиссом» кажущегося согласия. Типичные женские психофизические формы и все сексуальные тенденции могут быть таким образом защищены. B большинстве случаев анорексическое развитие происходит на фоне псевдогармоничной (а на самом деле — напряженной) семейной атмосферы, основанной на подавленном доминировании матери, чувствующей себя «жертвой самоотречения», и слабости отца, в связи с чем проблематика дочери скрывается за проблематикой родителей.
Взаимосвязанное поведение (взаамоотношенея в группе). Для пациентов с нервной анорексией характерно ошибочное понимание болезни, что проявляется в отрицании очевидного исхудания и отказе от необходимых врачебных назначений. Самопроизвольная рвота часто упрямо отрицается, при этом усматриваются колебания между умышленной ложью и болезненным отрицанием очевидного. Позднее у пациентов возникает выраженное нарушение контактов, которое проявляется в упрямо оппозиционном поведении. Таким образом демонстрируется невротический компромисс, который представляет собой, с одной стороны, демонстрацию самоутверждения и самоустойчивости, а с другой — детски-упрямого непонимания (а также зависимости). Это болезненное поведение в клинике может существенно осложнять ситуацию. Больные нередко провоцируют реакции протеста среди пациентов, не объединенных вокруг группы врач—сестра—ухаживающий персонал, и, за исключением ситуаций c критическим, угрожающим жизни падением веса, тайно выбрасывают пищу и/или вызывают у себя рвоту, настойчиво отрицают это.
Психотерапия. Необходимо принципиально каждый случай лечения нервной анорексии начинать c питания через зонд. B стадии резкого уменьшения веса мы можем при соответствующем питании через зонд достичь гораздо более быстрого увеличения веса, чем при одной только психотерапии. Форсированное усиление питания может подействовать на пациентов травмирующим образом, в связи c чем дальнейшее общение по поводу питания может причинять ему страдание. Резкое усиление питания может также вызвать порочный круг реакции рвоты, что приводит к исхуданию и уменьшению чувства ответственности, способствуя «сохранению лица»: «я не отказываюсь только для того, чтобы смягчить насилие над собой». Кормление через зонд приводит к улучшению у трети пациентов, у второй трети соматическая стабилизация наступает при стационарной психотерапии, амбулаторной психоаналитически ориентированной групповой терапии или индивидуальном психоанализе (его применение дискуссионно). Аналогично хорошие результаты (1/3 — отчетливое улучшение, 1/3 — улучшение и стабилизация веса) достигаются при поведенческой терапии. B последнее время рекомендуется, прежде всего, семейная терапия, которая приводит к впечатляющим лечебным результатам.
Нервная булимия.
При абсолютно нормальном весе юные женщины, страдающие нервной булимией, характеризуются болезненным влечением к пище, что проявляется четырьмя ведущими симптомами:
— частыми приступами голода с последующим неконтролируемым поглощением большого количества пищи;
— пониманием патологического характера своего отношения к пище;
— постоянным поддержанием нормального веса (диета, рвота, слабительное);
— аменорея (около 5 %).
Дифференциально-диагностическое отграничение нервной булимии от нервной анорексии состоит в том, что у булимических пациентов значительно более выражено подавление страдания, отсутствует снижение веса и сильно выражена позитивная психотерапевтическая мотивация. Имеются, однако, плавные переходы между нервной булимией и нервной анорексией и соответствующие переходы между булимией и ожирением. Медико-психологический опыт общения с пациентами, страдающими нервной булимией, учит, что среди них имеются как псевдонезависимые, так и манифестнозависимые пациенты; манифестация симптомов встречается после лишения объекта как базиса, характерного для конфигурации психосоматических пациентов . У пациентов с нервной булимией не наблюдается тенденции к отрицанию, свойственной больным с ожирением и нервной анорексией. Больные с нервной анорексией часто и в значительно большей степени испытывают страх, в связи с чем сообщают о своих нарушениях питания обслуживающим их лицам. Основываясь на единичном психотерапевтическом опыте, пациентам c нервной булимией рекомендуется психотерапия в смысле присоединения к третьей или четвертой ступени при стационарной психотерапии, но, прежде всего, семейное психотерапевтическое вмешательство.
Нарушения функции дыхания.
Бронхиальная астма
Психодинамнка. У большей части пациентов со средней выраженностью прегенитальных расстройств созревания существенную роль играет конфликт близости/дистанцирования . B дальнейшем пациенты стараются путем эмоциональных связей с окружающими людьми, которые остаются доминирующими в их межличностных отношениях, достичь такого уровня взаимосвязей, который уменьшал бы чрезмерную близость или чрезмерное дистанцирование. Выражением этого пролонгированного противоречивого конфликта во взаимосвязях с окружающими и соответствующего защитного поведения является склонность к реакциям страха, повышенная чувствительность, недоверчивость, педантичное упрямство, с одной стороны, и уступчивость — с другой. Когда лабильное равновесие между близостью и дистанцией не поддерживается, наступает астматический приступ. Эти приступообразные состояния символизируют основной конфликт пациента между двумя эмоциональными опасностями: «сплавления с объектом» и «лишения объекта». Соответственно, это является проявлением внутреннего протеста против угрожающего отделения от объекта и призывом к нему, а с другой стороны — возвратом к этому объекту с угрозой интенсивного приближения в направлении к соматическому уровню. Психогенетический задний план этого психодинамического процесса — доминирующaя фигура матери, которая в раннем детстве пациента устанавливала такие связи, которые проявляются в последующей амбивалентности (от привлекательности до отстранения).
Взаимосвязанное поведение (взаимоотношения в группе). Во взаимоотношениях с врачом достаточно конкретно проявляется страх как перед большой близостью, так и перед дистанцированием. Тесно переплетаются и склонны к взаимным переходам сверхуступчивость, с одной стороны, и внутренняя раздраженность со скрыто-укоризненной неприязненностью (враждебностью) — с другой.
Психотерапия. Психотерапевт при общении с пациентами должен избегать как «близости», так и «отдаления». Он должен приложить максимум стараний, чтобы сохранить баланс между этими двумя полюсами отношений. Самый тяжелый пункт психотерапевтического вмешательства заключается в выборе интервала для его проведения — разумеется, не в период острой астматической картины; с другой стороны, такое психотерапевтическое общение может быть очень уместным и существенным при астматическом ухудшении, доходящем до степени астматического статуса. Специальные психотерапевтические назначения направлены, прежде всего, на степень мотивации. B соответствии с этим является дискуссионным применение даже в единичных случаях техники в рамках четырехступенчатой модели лечения . Стационарная психотерапия показана даже при нередких случаях астматического ухудшения, однако это сопровождается быстрой декомпенсацией баланса близости/дистанцирования. Применение поведенческой терапии путем расслабления и систематической десенсибилизации, так же как и оперантные упражнения (двигательные упражнения, дыхательная гимнастика), включая дыхательную обратную связь, часто уже на стадии их апробации представляются относительно успешными, так как нарушают взаимосвязь между пусковым механизмом астматического обострения и вторичной выгодой от болезни (агравации).
Синдром гипервентиляции.
Гипервентиляционный синдром входит в общее понятие невротического дыхательного синдрома, охватывающего состояния от незначительного диспноэ до классической картины гипервентиляции, ведущими симптомами которой являются страх, парестезии, пустота в голове, потемнение в глазах, судороги в дистальных отделах конечностей и другие церебральные признаки повышения содержания углекислоты в крови. Пациент самостоятельно не осознает (сознательно не регулирует) частоту гипервентиляции.
Психодинамика. Гипервентиляция (поверхностная полипноэ со вздохами) является интенсивным выражением страха и пессимизма (покорности судьбе), когда стремление к цели не может быть реализовано. Характерной для функционального нарушения дыхания является невозможность глубокого вдоха, а также вздохи, которые нередко встречаются также и у пациентов с неврозом сердца. Больные с невротическим нарушением дыхания могут страдать также и сердечно-невротическими расстройствами.
Взаимосвязанное поведение (взаимоотношения в группе). Эти расстройства встречаются, прежде всего, у манифестно-зависимых пациентов. Пациенты обладают крайне лабильной самооценкой и чувствительны даже к намеку на критику.
Психотерапия. Психотерапевтические рекомендации в случаях рецидива гипервентиляционного синдрома воспринимаются относительно хорошо, так как они являются защитой от сильного страха, связанного c угрозой целостности «Я».
Нарушения сердечной функции.
Невроз сердца.
Понятие «невроз сердца» связано c жалобами ка боли в области сердца, для которых исключены соматические причины. Симптомами сердечного невроза, особенно характерного для сорокалетнего возраста, являются пять ключевых понятий, определяемых как внутреннее беспокойство, сердечная боль со страхом сердечного заболевания, угнетенное настроение с чувством неуверенности и малоценности, страх перед инфарктом, а также диффузный страх, доходящий до степени страха смерти (уничтожения).
Психодинамика. B качестве базисного прегенитального расстройства созревания встречается лишение объекта, проявляющееся в страхе смерти (уничтожения) и,особенно, в страхе отказа сердца (например, вследствие инфаркта). После того как пациент прямо выражает или (для защиты) скрывает сильные зависимые желания, возникает, соответственно, манифестная зависимость или псевдонезависимость.
Взаимосвязанное поведение (взаимоотношения в группе). доминирует беспокойство о функционировании сердца вплоть до выраженного ипохондрического самообеспечения (система ипохондрической защиты) и чувства успокоения вблизи врача.
Психотерапия. Важно не только убедительно информировать пациента о том, что его опасения относительно инфаркта необоснованы, но и сообщить ему о том, что функциональные заболевания не имеют под собой основы какого-либо органического повреждения. Отсюда следует — в зависимости от интроспективных возможностей — все психотерапевтические усилия воплощать в четвертой модели лечения .
Эссенциальная гипертония.
Психодинамика. Установлено, что психофизиологические показатели гемодинамики в норме, выраженные при эмоциональной нагрузке или при подготовке к физической работе, соответствуют гемодинамическим процессам у гипертоников в условиях абсолютного покоя. B соответствии с этим мы находим у гипертоников при внешнем покое вызванную внутренними факторами стрессовую ситуацию, которая обычно у нормотоников встречается при эмоциональной нагрузке или подготовке к физической работе. Исходя из этих имеющих различное происхождение гемодинамических процессов, очевидно повторное воздействие патогенных психических факторов, в особенности агрессивных инстинктивных желаний, имеющих значение как при длительно протекающей гипертонии, так и для пациентов c генотипически-соматической предрасположенностью.Вероятно, гипертоникам свойственно не только сильное подавление агрессивности, но также и выраженная и неконтролируемая вследствие патологического процесса психофизическая реактивная лабильность в ситуациях, которые приводят к мобилизации чувства враждебности. Когда чувства злости и ярости не сопровождаются соответствующим поведением и должны быть подавлены, в зависимости от выраженности генотипически-соматической предрасположенности повышается кровяное давление. Агрессивное торможение , созвучное ригидной приспособляемости, не только скрывает сильный конфликт близости/дистанцирования, но и связан c интенсивной защитой зависимых желаний.
Взаимозависимое поведение (взаимоотношения в группе). доминирует не только контр-агрессивное защитное поведение, в особенности поверхностная покорная приспособляемость, но и эпизодические тенденции к ситуационно неадекватным враждебным выпадам, следующим за интенсивным конфликтом близости/дистанцирования.
Психотерапия. Достаточное осознание конфликта при гипертонии встречается редко. B связи с этим скрывается упорное и прочное невротическое неправильное развитие, с которым вступает в противоборство психотерапия, направленная на сильную переработку конфликта. Рекомендации психоанализа как индивидуальной психотерапии должны быть единичными, ибо возврат к прошлому может вызвать повышение кровяного давления. Сложность лечения обычно заключается в необходимости комбинации антигипертонического и непрерывного психологического лечения, особенно попытки мягкой, поверхностной переработки конфликтной ситуации с учетом знания того, что психические нагрузки и конфликты легче вызывают повышение АД у гипертоников, нежели y нормотоников. Врач должен быть обеспокоен тем, чтобы подавленная агрессия пациента не высвободилась при авторитарно-дирижёрском поведении медперсонала, и, вместе с тем, помнить об опасности для пациента прекращения терапии. B поведенческой терапии нужно иметь в виду понижающий кровяное давление эффект снятия психического напряжения (психическогo расслабления).
Коронарная болезнь и инфаркт миокарда.
Понятие «инфаркт-пациенты» употребляется двояко: в плане личностного риска, т. e. для потенциальных больных инфарктом, у которых совместно действуют психические структуры и соматические факторы риска, способствующие возникновению инфаркта миокарда; в плане «инфарктной личности», т. e. состояния после перенесенного инфаркта миокарда.
Психодинамика. Факторами риска для манифестации инфаркта, способствующими через посредство психических моментов его возникновению, являются, прежде всего, злоупотребление никотином (курение), эссенциальная гипертония и ожирение. B дальнейшем мы можем наблюдать y пациентов характерное ошибочное поведение, которое определяется родовым понятием «тип A», суммирующим все дополнительные состояния, входящие в соответствующую психодинамическую конфигурацию . Лица, относящиеся к типу A, страдают от лабильной самооценки, страха зависимости и «нежелания возникать». Гиперкомпенсация выражается в повышенной потребности в социальном престиже, особенно в форме ригидного стремления к работе: упрямое стремление к законной цели, склонность к высокому рабочему темпу (нетерпение, необходимость уложиться в срок, соблюдение графика) — и его агрессивной реализации. Одновременно, по-видимому, как выражение неуверенности в себе, имеет место болезненная чувствительность ко всякого рода профессиональным и непрофессиональным запретам. Тип A интенсивно реагирует на утрату объекта. Такой образ поведения и переживаний, свойственный западному индустириальному обществу, не является единственной характеристической чертой поведения типа A. Ему свойственна также известная эмоциональная сдержанность, иногда воспринимающаяся как эмоциональная пустота, и, прежде всего, недостаточное понимание потребностей окружающих людей при приоритете собственных проблем.
Психотерапия. Относительно поведения типа A имеются следующие психотерапевтические соображения: проверенных научных положений в отношении стратегии психотерапевтического вмешательства не существует; существует только лишь незначительное число ограниченных лечебных попыток, например, мероприятия, связанные с поведенческой терапией или психотерапевтической конфликтпереработкой. Мы рассматриваем в качестве значимого терапевтического метода для пациентов A-типа психотерапевтическую переработку эмоциональной сдержанности, в отношении которой пациенты, подавленные своим компенсаторным трудолюбием, должны быть осведомлены. Такое посредничество способствует большей гибкости в отношении собственного поведения, а также в контактах с окружающими. Дальнейшие психотерапевтические возможности содержат также психологические терапевтические факторы, каждый из которых можно разделить на четыре этапа реабилитационного процесса, выделяемых после манифестации инфаркта миокарда:
- Стадия интенсивного лечения в состоянии потенциальной или манифестной угрозы для жизни .
- Прием в общее терапевтическое отделение.
З. Пребывание в реабилитационной клинике.
- Участие в постинфарктной группе по месту жительства.
B общетерапевтическом отделении проводится поверхностный врачебный отбор, при котором определяется общая готовность для дальнейшего реабилитационного процесса, особенно принимая во внимание состояние выздоровления c целенаправленным подключением к этим мероприятиям родственников инфарктника. B случае пребывания в реабилитационной клинике предпочтительно проведение методов групповых бесед. Это позволяет не только идентифицировать пациентов относительно друг друга, но также провести содержательное обсуждение факторов риска. B постинфарктной группе, которая на первых порах собирается один раз в неделю, желательно проводить с участием терапевта, с одной стороны, соматический контроль и терапию, связанную с общением и движениями, а с другой стороны, дополнительное психосоматическое лечение, связанное с психологическими факторами. Это основано часто на поведенческих психотерапевтических методах уменьшения факторов риска и модификации способа поведения пациента.
Общая психосоматика. – предыдущая | следующая – Психотерапия.
ПСИХИАТРИЯ. ПСИХОСОМАТИКА. ПСИХОТЕРАПИЯ. Оглавление.