В целом, правильно начинать беседу с прямого вопроса, например: «Что я могу для вас сделать?» или «Что привело вас ко мне?». В том случае, если врач располагает какой-нибудь предварительной информацией о пациенте, это необходимо сообщить пациенту в самом начале беседы. Также важно не отдавать в беседе предпочтение одной и той же схеме. При этом решающим фактором должно стать намерение сделать все, что способно облегчить больному беседу, и избежать всего, что ее затрудняет. Сюда относится умение соблюсти такт и проявить понимание больного и при всех обстоятельствах отказаться от создания атмосферы допроса. Нужно постоянно напоминать себе о том, что психически больной — это человек, который при решении своих жизненных проблем пережил кораблекрушение и не в состоянии вновь обрести себя без посторонней помощи. Именно на эту волну должен настроиться лечащий врач характером своих вопросов и умением выслушивать ответы на них.
Врач, обладающий накопленным годами опытом, может внести в беседу «собственную ноту», если умеет критически оценить ее психологическое воздействие. Во время беседы следует избегать делать записи, касающиеся биографических сведений
о пациенте.
Рекомендуется доброжелательное, сосредоточенное «сочувственное внимание» к проблемам пациента и «свободное, не напряженное наблюдение», особенно за нюан-сами выразительных средств и еле заметными оттенками в процессе беседы. Так как в вводной части беседы больной имеет возможность высказать врачу свои жалобы, страхи и опасения, то задача врача ограничивается тем, чтобы:
— поддерживать беседу;
— подвести больного к тому, чтобы он конкретизировал свои высказывания и иллюстрировал их примерами;
— выразить доверие к его чувствам.
Цель может быть достигнута, если обследующий врач ставит некоторые наводящие вопросы или с подчеркнутым пониманием повторяет последние высказывания больного, но в несколько измененном виде. Глубинно-психологические толкования или оценки на этом этапе неприменимы.
Врач поступит правильно, воспринимая с вниманием те чувства, с которыми пациент отнесся к нему, так как в беседе нередко отражаются конфликтные установки в отношении других социальных «собеседников» пациента, и эти установки остаются действенными во время обследования и переносятся на врача. Не менее важно сформировать во время первой беседы свои собственные чувства к пациенту («обратный
перенос»). Оставаясь нераспознанными, они проникают в беседу и мешают ей.
Психиатрические пациенты, в частности больные шизофренией, чрезвычайно тонко чувствуют подспудные побуждения своего визави. Рекомендуется избегать в беседе иностранных слов, особенно медицинских терминов и, прежде всего, психологических и психиатрических определений. Ни по диалекту, ни по социальному жаргону не нужно стараться уподобиться пациенту, но в своем собственном вчувствовании в пациентов, принадлежащих к различным социальным слоям, надо уметь увидеть тест на широту собственной терпимости и социальных воззрений. Если к моменту окончания беседы обследующий врач уже имеет сложившееся представление
о пациенте, о том, как тот «любит и живет», то это означает, что в обследовании больного сделан существенный шаг на пути к цели.
Продолжительность вводной фазы зависит от содержательности сообщений пациента. Но при всех условиях она не должна занять больше половины времени, предназначенного для приема. Полученные за это время анамнестические, биографические и психопатологические данные должны лечь в основу последующих мероприятий.
Внешнее оформление – предыдущая | следующая – Средняя часть беседы – обследование
ПСИХИАТРИЯ. ПСИХОСОМАТИКА. ПСИХОТЕРАПИЯ. Оглавление.