Теоретической основой исследования личности соматических больных, как мы отмечали выше, может служить концепция деятельности, разработанная в общей психологии А. Н. Леонтьевым, а в патопсихологии — Б. В. Зейгарник. В рамках данного теоретического подхода личность рассматривается как целостность особого рода, отличная от индивида, как новообразование, прижизненно формирующееся и порождаемое деятельностью. «Действительную основу личности составляет то особое строение целокупных деятельностей субъекта, которое возникает на определенном этапе развития его человеческих связей с миром» (Леонтьев, 1975. — С. 209). А. Н. Леонтьев выделяет три основных параметра личности: широту связей человека с миром, степень их иерархизованности и общую их структуру. Для изучения становления, формирования, изменения личности необходимо изучать протекание и трансформацию деятельности в социальных условиях. «Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизованных мотивационных линий» (Леонтьев, 1975. — С. 221).
Основу анализа личности должен составлять анализ мотивов ведущих деятельностей: их содержания, степени иерархизованности, общего профиля мотивационной сферы (многовершинность, полимотивность деятельности, наличие ведущих связей человека с миром). Иными словами, исследование мотивационной сферы больного человека во всем ее многообразии — путь к изучению личности больного, так как «мотивация как движущая сила человеческого поведения пронизывает все основные структурные образования личности: ее направленность, характер, эмоции, способности, деятельность и психические процессы» (Асеев, 1974. — С. 123).
Уточним некоторые основные характеристики мотивов, на которые может опираться психологический анализ. К таким характеристикам следует отнести прежде опосредованность мотивационной сферы и ее иерархическое строение. Усложнение мотивов, их опосредование и иерархическое построение начинаются у ребенка уже в дошкольном возрасте и происходят в дальнейшем в течение всей жизни. Мотивы, формируясь, теряют свой непосредственный характер, они начинают опосредоваться сознательно поставленными целями, происходит подчинение одних мотивов другим. Деятельность человека отвечает всегда не одной, а нескольким потребностям и соответственно побуждается несколькими мотивами. Однако психологический анализ всегда позволяет выделить ведущий мотив. Именно он придает всей деятельности личностный смысл, создает основную направленность личности.
Наличие ведущих мотивов не устраняет необходимости мотивов дополнительных, непосредственно стимулирующих поведение, однако без ведущих мотивов содержание деятельности лишается личностного смысла. Именно этот ведущий мотив обеспечивает возможность опосредования и иерархии мотивов. Иерархия мотивов является относительно устойчивой и этим обусловливает относительную устойчивость всей личности, ее интересов, позиций, ценностей. Патологический материал позволяет проследить закономерности изменения мотивационной сферы человека, которые приводят к смене позиций, интересов, ценностей личности (Зейгарник, 1969, 1976).
Сформировавшись, мотивы и соответствующие им деятельности не остаются застывшими. Целевая структура может так разрастаться и усложняться, что отдельные цели могут приобретать самостоятельную побудительную силу, в результате чего происходит «сдвиг мотива на цель» (А. Н. Леонтьев), и то, что раньше было вспомогательной целью, становится самостоятельным мотивом, занимающим свое место в иерархии мотивов. Этот путь является характерным и для патологических изменений личности. «Мотивационная сфера человека даже в наивысшем ее развитии никогда не напоминает застывшую пирамиду» (Леонтьев, 1975. — С. 221).
«Основным способом бытия личности является развитие… Личность развивается, формируясь» (Анцыферова, 1981. — С. 4, 5). Главным, определяющим условием формирования личности человека является то, какое место он занимает в системе общественных отношений, и та деятельность, которую он при этом выполняет. «Внутренние движущие силы этого процесса лежат в исходной двойственности связей субъекта с миром, в их двоякой опосредованности — предметной деятельностью и общением» (Леонтьев, 1975.— С. 210—211). Формирование личности имеет решающее значение для характеристики человека: оно обеспечивает наиболее высокие сознательные формы его поведения и деятельности, а также создает единство всех его отношений к действительности. В результате любая реакция человека и весь строй его внутренней аффективной жизни определяются теми особенностями личности, которые сложились у него в процессе его социального опыта (Божович, 1976).
изменения личности – предыдущая страница|следующая страница – аномальная личность