Яндекс.Метрика

6.2. Методы восстановления речи при афферентной моторной афазии (продолжение)

Как было отмечено выше, на четвертой стадии обучения у больных обычно уже появляются спонтанно фразы. Больные нередко обращаются с вопросом в начале занятия или начинают урок с рассказа о том, что было вчера, сегодня утром и т. д. Связная речь при афферентной моторной афазии при негрубой степени ее выраженности обычно восстанавливается вслед за хорошим стойким восстановлением активного словаря.

И тем не менее необходимо работать специально над фразой, высказыванием, чтобы не закрепились аграмматичные формы высказывания, с одной стороны, и чтобы закрепить способ высказывания — с другой. Это является задачей шестой стадии.

С этой целью применяют ряд методов.

1. Метод повторения фраз на основе отработки содержания сюжетной картинки:

а) процедура проведения этого метода требует самостоятельного разделения больным сюжетной картинки на смысловые части;

б) затем педагог и больной произносят слова, соответствующие этим частям картинки;

в) далее больной отвечает на вопросы педагога, составленные по картинкам (кто сидит за столом? что они делают? и т. д.

г) затем педагог произносит фразу, соответствующую одной из частей картинки, больной повторяет.

Как видно, такое повторение фразы на основе отработки ее семантической и лексической сторон уже близко к самостоятельному произнесению. Для закрепления фраз, произнесенных по содержанию всей картинки, проводится ряд упражнений: фразы записываются, прочитываются, составляются из слов, написанных на карточках (путем выбора нужных слов), и т. д.

Этот метод позволяет восстановить порядок слов, снять и другие виды аграмматизма без специальной работы над ними.

2. Метод составления фраз по заданным (написанным на карточках) словам. Слова могут повторяться, но в разных падежах, числах. Больной должен сначала на основе картинки составить всевозможные предложения и выбрать нужные слова (и нужные их формы). После этого больной должен записать все предложения, прочитать и затем устно пересказать картинку.

3. Метод диалога здесь используется уже для решения Других задач и на другом уровне организации речи. Процедура проведения может быть разнообразной, однако глав-ное в этом методе — стимулировать речевую активность больного:

а) сначала диалог идет по одной заданной теме;

б) затем темы должны меняться в процессе диалога;

в) позже в диалог подключают еще и других участников беседы (полилог).

В начале диалога больного обычно вводят в контекст подготавливают лексический и картиночный материал, и только после этого начинается диалог. Больной имеет право в процессе диалога пользоваться вспомогательным материалом. В последующем этот материал отсутствует на занятиях.

Таким образом, методика восстановления устной речи при афферентной моторной афазии, ее логика направлены на восстановление речи обходными путями:

а) восстановление речи идет путем переключения внимания больного с произносительной стороны речи на ее звуковую и семантическую стороны;

б) работа идет над восстановлением произнесения не звука, а целого слова;

в) произвольные формы речи (осознанный анализ звуко-артикуляторного состава слова, чтение, письмо и др.) включаются значительно позже, после отработки способности произнесения целых слов;

г) оптико-тактильный метод замещается смыслослуховым методом, требующим включения слова в систему связей;

д) большое значение приобретают методы оживления предметных образов, все это создает предпосылки для возникновения моторного образа слова, механизмов его произнесения.

Приведем пример динамики речи у больного с афферентной моторной афазией в процессе восстановительного обучения.

Больной В. (ист. б. № 396/4189), 19 лет, образование среднее, поступил в клинику нервных болезней 1-го МОЛ МИ им. И. М. Сеченова в 1978 г., прошел цикл восстановительного обучения.

Поступил с диагнозом: остаточные явления черепно-мозговой травмы. Состояние после декомпрессивной трепанации черепа, удаление эписубдуральной гематомы из левого полушария мозга.

Анамнез: В июле 1977 г. перенес тяжелую черепно-мозговую травму. Проведены декомпрессивная трепанация черепа, удаление субдуральной гематомы из левого полушария мозга, ушивание венечного синуса.

Неврологический статус при поступлении: глазные щели D > S, сглажена правая носогубная складка, тонус справа повышен по пирамидному типу, сухожильные рефлексы D > S, симптом Бабинского справа, астереогноз правой кисти, правосторонняя гемигипостезия.

Нейропсихологическое исследование: больной контактен, адекватен, ориентирован в месте и времени. В сфере праксиса выявляются негрубые нарушения праксиса позы и орального праксиса. Гностическая сфера — без особенностей. Спонтанная речь практически отсутствует, может произнести отдельные легкие в моторном отношении слова и простые фразы. При исследовании повторения, называния, чтения — отчетливые дефекты кинестетического звена (замены близких по способу образования звуков, призвуки, пропуски при прочтении согласных, перестановки, дезавтоматизация). Словарный запас сужен, импрессивная сфера в значительной степени сохранена, доступно понимание на объеме и при усложнении грамматики. Вместе с тем отмечается отчуждение смысла слов, обозначающих части тела, в условиях сенсибилизации.

Письмо более сохранно, чем устная речь. Однако выявляются дефекты, характерные для афферентной моторной аграфии. Таким образом, у больного имеет место выраженная афферентная моторная афазия, алексия, аграфия. Приведем иллюстрацию динамики восстановления речи у больного.

Как было отмечено выше, на четвертой стадии обучения у больных обычно уже появляются спонтанно фразы. Больные нередко обращаются с вопросом в начале занятия или начинают урок с рассказа о том, что было вчера, сегодня утром и т. д. Связная речь при афферентной моторной афазии при негрубой степени ее выраженности обычно восстанавливается вслед за хорошим стойким восстановлением активного словаря.

И тем не менее необходимо работать специально над фразой, высказыванием, чтобы не закрепились аграмматичные формы высказывания, с одной стороны, и чтобы закрепить способ высказывания — с другой. Это является задачей шестой стадии.

С этой целью применяют ряд методов.

1. Метод повторения фраз на основе отработки содержания сюжетной картинки:

а) процедура проведения этого метода требует самостоятельного разделения больным сюжетной картинки на смысловые части;

б) затем педагог и больной произносят слова, соответствующие этим частям картинки;

в) далее больной отвечает на вопросы педагога, составленные по картинкам (кто сидит за столом? что они делают? и т. д.

г) затем педагог произносит фразу, соответствующую одной из частей картинки, больной повторяет.

Как видно, такое повторение фразы на основе отработки ее семантической и лексической сторон уже близко к самостоятельному произнесению. Для закрепления фраз, произнесенных по содержанию всей картинки, проводится ряд упражнений: фразы записываются, прочитываются, составляются из слов, написанных на карточках (путем выбора нужных слов), и т. д.

Этот метод позволяет восстановить порядок слов, снять и другие виды аграмматизма без специальной работы над ними.

2. Метод составления фраз по заданным (написанным на карточках) словам. Слова могут повторяться, но в разных падежах, числах. Больной должен сначала на основе картинки составить всевозможные предложения и выбрать нужные слова (и нужные их формы). После этого больной должен записать все предложения, прочитать и затем устно пересказать картинку.

3. Метод диалога здесь используется уже для решения Других задач и на другом уровне организации речи. Процедура проведения может быть разнообразной, однако глав-ное в этом методе — стимулировать речевую активность больного:

а) сначала диалог идет по одной заданной теме;

б) затем темы должны меняться в процессе диалога;

в) позже в диалог подключают еще и других участников беседы (полилог).

В начале диалога больного обычно вводят в контекст подготавливают лексический и картиночный материал, и только после этого начинается диалог. Больной имеет право в процессе диалога пользоваться вспомогательным материалом. В последующем этот материал отсутствует на занятиях.

Таким образом, методика восстановления устной речи при афферентной моторной афазии, ее логика направлены на восстановление речи обходными путями:

а) восстановление речи идет путем переключения внимания больного с произносительной стороны речи на ее звуковую и семантическую стороны;

б) работа идет над восстановлением произнесения не звука, а целого слова;

в) произвольные формы речи (осознанный анализ звуко-артикуляторного состава слова, чтение, письмо и др.) включаются значительно позже, после отработки способности произнесения целых слов;

г) оптико-тактильный метод замещается смыслослуховым методом, требующим включения слова в систему связей;

д) большое значение приобретают методы оживления предметных образов, все это создает предпосылки для возникновения моторного образа слова, механизмов его произнесения.

Приведем пример динамики речи у больного с афферентной моторной афазией в процессе восстановительного обучения.

Больной В. (ист. б. № 396/4189), 19 лет, образование среднее, поступил в клинику нервных болезней 1-го МОЛ МИ им. И. М. Сеченова в 1978 г., прошел цикл восстановительного обучения.

Поступил с диагнозом: остаточные явления черепно-мозговой травмы. Состояние после декомпрессивной трепанации черепа, удаление эписубдуральной гематомы из левого полушария мозга.

Анамнез: В июле 1977 г. перенес тяжелую черепно-мозговую травму. Проведены декомпрессивная трепанация черепа, удаление субдуральной гематомы из левого полушария мозга, ушивание венечного синуса.

Неврологический статус при поступлении: глазные щели D > S, сглажена правая носогубная складка, тонус справа повышен по пирамидному типу, сухожильные рефлексы D > S, симптом Бабинского справа, астереогноз правой кисти, правосторонняя гемигипостезия.

Нейропсихологическое исследование: больной контактен, адекватен, ориентирован в месте и времени. В сфере праксиса выявляются негрубые нарушения праксиса позы и орального праксиса. Гностическая сфера — без особенностей. Спонтанная речь практически отсутствует, может произнести отдельные легкие в моторном отношении слова и простые фразы. При исследовании повторения, называния, чтения — отчетливые дефекты кинестетического звена (замены близких по способу образования звуков, призвуки, пропуски при прочтении согласных, перестановки, дезавтоматизация). Словарный запас сужен, импрессивная сфера в значительной степени сохранена, доступно понимание на объеме и при усложнении грамматики. Вместе с тем отмечается отчуждение смысла слов, обозначающих части тела, в условиях сенсибилизации.

Письмо более сохранно, чем устная речь. Однако выявляются дефекты, характерные для афферентной моторной аграфии. Таким образом, у больного имеет место выраженная афферентная моторная афазия, алексия, аграфия. Приведем иллюстрацию динамики восстановления речи у больного.

6.2. Методы восстановления речи при афферентной моторной афазии (продолжение) – предыдущая  | следующая –  6.3. Методы восстановления речи при динамической афазии

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.