canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Аграмматизмы при афферентной моторной афазии. Работа над преодолением аграмматизмов.

6.2. Методы восстановления речи при афферентной моторной афазии (продолжение)

Как было отмечено выше, на четвертой стадии обучения у больных обычно уже появляются спонтанно фразы. Больные нередко обращаются с вопросом в начале занятия или начинают урок с рассказа о том, что было вчера, сегодня утром и т. д. Связная речь при афферентной моторной афазии при негрубой степени ее выраженности обычно восстанавливается вслед за хорошим стойким восстановлением активного словаря.

И тем не менее необходимо работать специально над фразой, высказыванием, чтобы не закрепились аграмматичные формы высказывания, с одной стороны, и чтобы закрепить способ высказывания — с другой. Это является задачей шестой стадии.

С этой целью применяют ряд методов.

1. Метод повторения фраз на основе отработки содержания сюжетной картинки:

а) процедура проведения этого метода требует самостоятельного разделения больным сюжетной картинки на смысловые части;

б) затем педагог и больной произносят слова, соответствующие этим частям картинки;

в) далее больной отвечает на вопросы педагога, составленные по картинкам (кто сидит за столом? что они делают? и т. д.

г) затем педагог произносит фразу, соответствующую одной из частей картинки, больной повторяет.

Как видно, такое повторение фразы на основе отработки ее семантической и лексической сторон уже близко к самостоятельному произнесению. Для закрепления фраз, произнесенных по содержанию всей картинки, проводится ряд упражнений: фразы записываются, прочитываются, составляются из слов, написанных на карточках (путем выбора нужных слов), и т. д.

Этот метод позволяет восстановить порядок слов, снять и другие виды аграмматизма без специальной работы над ними.

2. Метод составления фраз по заданным (написанным на карточках) словам. Слова могут повторяться, но в разных падежах, числах. Больной должен сначала на основе картинки составить всевозможные предложения и выбрать нужные слова (и нужные их формы). После этого больной должен записать все предложения, прочитать и затем устно пересказать картинку.

3. Метод диалога здесь используется уже для решения Других задач и на другом уровне организации речи. Процедура проведения может быть разнообразной, однако глав-ное в этом методе — стимулировать речевую активность больного:

а) сначала диалог идет по одной заданной теме;

б) затем темы должны меняться в процессе диалога;

в) позже в диалог подключают еще и других участников беседы (полилог).

В начале диалога больного обычно вводят в контекст подготавливают лексический и картиночный материал, и только после этого начинается диалог. Больной имеет право в процессе диалога пользоваться вспомогательным материалом. В последующем этот материал отсутствует на занятиях.

Таким образом, методика восстановления устной речи при афферентной моторной афазии, ее логика направлены на восстановление речи обходными путями:

а) восстановление речи идет путем переключения внимания больного с произносительной стороны речи на ее звуковую и семантическую стороны;

б) работа идет над восстановлением произнесения не звука, а целого слова;

в) произвольные формы речи (осознанный анализ звуко-артикуляторного состава слова, чтение, письмо и др.) включаются значительно позже, после отработки способности произнесения целых слов;

г) оптико-тактильный метод замещается смыслослуховым методом, требующим включения слова в систему связей;

д) большое значение приобретают методы оживления предметных образов, все это создает предпосылки для возникновения моторного образа слова, механизмов его произнесения.

Приведем пример динамики речи у больного с афферентной моторной афазией в процессе восстановительного обучения.

Больной В. (ист. б. № 396/4189), 19 лет, образование среднее, поступил в клинику нервных болезней 1-го МОЛ МИ им. И. М. Сеченова в 1978 г., прошел цикл восстановительного обучения.

Поступил с диагнозом: остаточные явления черепно-мозговой травмы. Состояние после декомпрессивной трепанации черепа, удаление эписубдуральной гематомы из левого полушария мозга.

Анамнез: В июле 1977 г. перенес тяжелую черепно-мозговую травму. Проведены декомпрессивная трепанация черепа, удаление субдуральной гематомы из левого полушария мозга, ушивание венечного синуса.

Неврологический статус при поступлении: глазные щели D > S, сглажена правая носогубная складка, тонус справа повышен по пирамидному типу, сухожильные рефлексы D > S, симптом Бабинского справа, астереогноз правой кисти, правосторонняя гемигипостезия.

Нейропсихологическое исследование: больной контактен, адекватен, ориентирован в месте и времени. В сфере праксиса выявляются негрубые нарушения праксиса позы и орального праксиса. Гностическая сфера — без особенностей. Спонтанная речь практически отсутствует, может произнести отдельные легкие в моторном отношении слова и простые фразы. При исследовании повторения, называния, чтения — отчетливые дефекты кинестетического звена (замены близких по способу образования звуков, призвуки, пропуски при прочтении согласных, перестановки, дезавтоматизация). Словарный запас сужен, импрессивная сфера в значительной степени сохранена, доступно понимание на объеме и при усложнении грамматики. Вместе с тем отмечается отчуждение смысла слов, обозначающих части тела, в условиях сенсибилизации.

Письмо более сохранно, чем устная речь. Однако выявляются дефекты, характерные для афферентной моторной аграфии. Таким образом, у больного имеет место выраженная афферентная моторная афазия, алексия, аграфия. Приведем иллюстрацию динамики восстановления речи у больного.

Как было отмечено выше, на четвертой стадии обучения у больных обычно уже появляются спонтанно фразы. Больные нередко обращаются с вопросом в начале занятия или начинают урок с рассказа о том, что было вчера, сегодня утром и т. д. Связная речь при афферентной моторной афазии при негрубой степени ее выраженности обычно восстанавливается вслед за хорошим стойким восстановлением активного словаря.

И тем не менее необходимо работать специально над фразой, высказыванием, чтобы не закрепились аграмматичные формы высказывания, с одной стороны, и чтобы закрепить способ высказывания — с другой. Это является задачей шестой стадии.

С этой целью применяют ряд методов.

1. Метод повторения фраз на основе отработки содержания сюжетной картинки:

а) процедура проведения этого метода требует самостоятельного разделения больным сюжетной картинки на смысловые части;

б) затем педагог и больной произносят слова, соответствующие этим частям картинки;

в) далее больной отвечает на вопросы педагога, составленные по картинкам (кто сидит за столом? что они делают? и т. д.

г) затем педагог произносит фразу, соответствующую одной из частей картинки, больной повторяет.

Как видно, такое повторение фразы на основе отработки ее семантической и лексической сторон уже близко к самостоятельному произнесению. Для закрепления фраз, произнесенных по содержанию всей картинки, проводится ряд упражнений: фразы записываются, прочитываются, составляются из слов, написанных на карточках (путем выбора нужных слов), и т. д.

Этот метод позволяет восстановить порядок слов, снять и другие виды аграмматизма без специальной работы над ними.

2. Метод составления фраз по заданным (написанным на карточках) словам. Слова могут повторяться, но в разных падежах, числах. Больной должен сначала на основе картинки составить всевозможные предложения и выбрать нужные слова (и нужные их формы). После этого больной должен записать все предложения, прочитать и затем устно пересказать картинку.

3. Метод диалога здесь используется уже для решения Других задач и на другом уровне организации речи. Процедура проведения может быть разнообразной, однако глав-ное в этом методе — стимулировать речевую активность больного:

а) сначала диалог идет по одной заданной теме;

б) затем темы должны меняться в процессе диалога;

в) позже в диалог подключают еще и других участников беседы (полилог).

В начале диалога больного обычно вводят в контекст подготавливают лексический и картиночный материал, и только после этого начинается диалог. Больной имеет право в процессе диалога пользоваться вспомогательным материалом. В последующем этот материал отсутствует на занятиях.

Таким образом, методика восстановления устной речи при афферентной моторной афазии, ее логика направлены на восстановление речи обходными путями:

а) восстановление речи идет путем переключения внимания больного с произносительной стороны речи на ее звуковую и семантическую стороны;

б) работа идет над восстановлением произнесения не звука, а целого слова;

в) произвольные формы речи (осознанный анализ звуко-артикуляторного состава слова, чтение, письмо и др.) включаются значительно позже, после отработки способности произнесения целых слов;

г) оптико-тактильный метод замещается смыслослуховым методом, требующим включения слова в систему связей;

д) большое значение приобретают методы оживления предметных образов, все это создает предпосылки для возникновения моторного образа слова, механизмов его произнесения.

Приведем пример динамики речи у больного с афферентной моторной афазией в процессе восстановительного обучения.

Больной В. (ист. б. № 396/4189), 19 лет, образование среднее, поступил в клинику нервных болезней 1-го МОЛ МИ им. И. М. Сеченова в 1978 г., прошел цикл восстановительного обучения.

Поступил с диагнозом: остаточные явления черепно-мозговой травмы. Состояние после декомпрессивной трепанации черепа, удаление эписубдуральной гематомы из левого полушария мозга.

Анамнез: В июле 1977 г. перенес тяжелую черепно-мозговую травму. Проведены декомпрессивная трепанация черепа, удаление субдуральной гематомы из левого полушария мозга, ушивание венечного синуса.

Неврологический статус при поступлении: глазные щели D > S, сглажена правая носогубная складка, тонус справа повышен по пирамидному типу, сухожильные рефлексы D > S, симптом Бабинского справа, астереогноз правой кисти, правосторонняя гемигипостезия.

Нейропсихологическое исследование: больной контактен, адекватен, ориентирован в месте и времени. В сфере праксиса выявляются негрубые нарушения праксиса позы и орального праксиса. Гностическая сфера — без особенностей. Спонтанная речь практически отсутствует, может произнести отдельные легкие в моторном отношении слова и простые фразы. При исследовании повторения, называния, чтения — отчетливые дефекты кинестетического звена (замены близких по способу образования звуков, призвуки, пропуски при прочтении согласных, перестановки, дезавтоматизация). Словарный запас сужен, импрессивная сфера в значительной степени сохранена, доступно понимание на объеме и при усложнении грамматики. Вместе с тем отмечается отчуждение смысла слов, обозначающих части тела, в условиях сенсибилизации.

Письмо более сохранно, чем устная речь. Однако выявляются дефекты, характерные для афферентной моторной аграфии. Таким образом, у больного имеет место выраженная афферентная моторная афазия, алексия, аграфия. Приведем иллюстрацию динамики восстановления речи у больного.

6.2. Методы восстановления речи при афферентной моторной афазии (продолжение) – предыдущая  | следующая –  6.3. Методы восстановления речи при динамической афазии

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика