Роль бессознательного в мыслительной деятельности исследовалась на стохастических моделях обучаемости, в некоторых случаях с применением математического аппарата теории игр, на основе анализа фаз творческого процесса и многими другими способами. В итоге было установлено, что при решении сложных задач результат интеллектуальной работы становится осознаваемым только тогда, когда уже формируется конечный, завершающий этап развития мысли.
Экспериментальный анализ формирования эмоций показал, что субъект, полностью осознавая испытываемые им аффективно окрашенные переживания, может совершенно не осознавать закономерностей, которым объективно подчинена динамика этих переживаний. Ускользающими от осознания оказываются при этом не изменения самих переживаний, а порядок, принудительность этих изменений, как бы заранее запрограммированная последовательность и направленность этих сдвигов. Не осознается, например, существующая у человека потребность в срочном снижении, после полученной психической травмы, «значимости» психотравмировавшего фактора,— снижении, являющемся одной из форм психологической защиты, недостаточность которой может грозить самыми тяжелыми клиническими последствиями. Не осознается неизбежность укрепления эмпатии при выражении последней в активной целенаправленной деятельности — не осознается, хотя выражение этой зависимости в душевной жизни человека имеет жесткую, маловарьирующую форму. Не осознается, хотя властно подчиняет себе поведение, потребность в символическом выражении напряженного чувства с помощью специфических — предметных, «ритуальных» — действий. Не осознается реальность существования определенных, как бы «надличностных» форм неосознаваемой мотивации, давшая в свое время повод К. Юнгу для создания его концепции «архетипов» и т. д.
В отношении регуляции поведения была выявлена (Д. Н. Узнадзе) детерминация действий и деятельности как осознаваемыми, так и неосознаваемыми психологическими установками, причем было показано, что влияние неосознаваемых установок может быть прослежено не только на элементарных, но и на наиболее высоких уровнях деятельности, связанных с особенностями личности, нравственными потребностями, требованиями эстетики и т. п. .
В исследованиях речи было обосновано одно из фундаментальных положений современной психолингвистики, дальновидно сформулированное Л. С. Выготским еще в 30-х гг.: невозможность понять формирование семантического строя речи, оперирующей осознаваемыми «значениями» слов, если не учитывается предваряющая это формирование динамика еще «неоречевленных» и потому неосознаваемых «смыслов»; в дальнейшем это положение в значительной степени повлияло, как известно, на всю концепцию расстройств и восстановления речи при афазиях.
Мы задержались на всех этих данных не только потому, что они показывают, как широко входят сегодня представления об активности бессознательного в разработку самых разных психологических проблем и направлений. Напоминая о них в рамках настоящего предисловия к книге Л. Шертока, мы сделали это, желая с самого начала обрисовать то общее понимание проблемы бессознательного, тот стиль разработки этой парадигмы, который выступает как характерный для советской научной литературы и который, как мы это увидим далее, довольно резко отличается от соответствующих трактовок, звучащих в работах современных западных исследователей. Приведенные выше примеры позволяют также лучше определить, что же это такое, «неосознаваемая психическая деятельность», в чем заключаются специфические особенности этого столь же важного, сколь и своеобразного понятия.
Мы видим, что активность бессознательного позволяет осуществлять высшие психологические формы приспособления человека к окружающему: решать задачи, воспринимать явления в их причинной взаимосвязи, преследовать цели, разграничивать существенное и несущественное, вносить в деятельность .определенные замысел и направленность или, выражаясь более обобщенно, придавать всей системе отношений человека к миру неэнтропический, семантически-ориентированный, смысловой характер, хотя вся эта сложнейшая смысловая активность может ее субъектом и не осознаваться. Поэтому, и только поэтому, понятие бессознательного, неосознаваемой психической деятельности остается для нас категорией психологической, не сводимой к уровню физиологических категорий. На это обстоятельство приходится указывать специально, потому что подлинного единомыслия по поводу этого отношения идеи бессознательного к системам психологических и физиологических категорий ни в нашей, ни в западной литературе не существует1.
При этом следует, конечно, отчетливо понимать, что «неосознаваемость» и «непереживаемость» — это разные категории. Неосознаваемое может быть одновременно и непереживаемым. Такое наблюдается, например, при неосознаваемой переработке информации, в условиях так называемого полного вытеснения и в некоторых других случаях. Но когда маленький ребенок не осознает своих переживаний, то есть не может сделать их предметом своей мысли, то в том, что он является субъектом переживаний, порой весьма интенсивных, вряд ли кто-либо будет сомневаться. Не осознавать свои переживания может в определенных случаях и взрослый. На это в точных выражениях указал еще С. Л. Рубинштейн: «Чувство может существовать и не будучи осознанным… Бессознательное… чувство — это… не чувство, не переживаемое или не испытываемое человеком, а чувство, не соотнесенное пли неадекватно соотнесенное с объективным миром… пока человек не соотнес свой поступок с его объективными результатами, он не знает, что собственно он совершил. Точно так же неосознанное или бессознательное влечение — это влечение, предмет которого не осознан… Осознать свое чувство значит не просто испытать связанное с ним волнение, а именно соотнести его с причиной и объектом, его вызывающим».
О кризисе психоанализа (начало) – предыдущая | следующая – О психоанализе и психотерапии
Л. Шерток. Непознанное в психике человека. Содержание.