Повреждение головного мозга вследствие инсульта, черепно-мозговой травмы, опухоли, рассеянного склероза, энцефалита, постгипоксической энцефалопатии редко проходит без последствий для жизни пациента и его семьи. Возможны слабость рук и ног (гемипарез), ухудшение равновесия, нарушения речи и глотания, трудности мышления, изменения в личности пациента. Эти нарушения препятствуют работе и учебе, участию в жизни семьи, общению с друзьями, проведению досуга.
Для того, чтобы преодолеть болезнь и вернуться к активной жизни, требуется специальная помощь — реабилитация. Цели и методы реабилитации зависят от этапа восстановления после инсульта или черепно-мозговой травмы. Если в первые дни-месяцы речь идет о том, чтобы научить пациента сидеть, а затем вставать с постели, то через несколько месяцев встает вопрос о возвращении к жизни в социуме — к работе и учебе, родительству, общению с друзьями, к путешествиям и хобби. Для достижения последней цели нужна средовая реабилитация.
Средовая реабилитация в нашем центре проводится командой психологов, логопедов и специалистов по лечебной физкультуре под руководством врача-невролога. Они изучают состояние пациента, его медицинскую и личную историю, положение в семье и социуме, его воззрения и желания. Перед началом программы для каждого пациента формулируются конкретные цели. Например, «возвращение к работе в режиме неполного рабочего дня» или «самостоятельное передвижение на общественном транспорте в пределах г. Москвы». В соответствии с задачами выбирается набор занятий и формируется их расписание.
В процессе реабилитации специалисты взаимодействуют друг с другом. Каждый из них занимается своим делом, но видит картину в целом. Программа реабилитации включает следующие составляющие.
* Школа инсульта и черепно-мозговой травмы — обучение пациентов и их родственников, направленное на понимание причин, механизмов, последствий болезни и способов ее преодоления.
* Нейропсихологическая коррекция — поиск, отработка и внедрение в реальную жизнь стратегий для компенсации нарушений восприятия, памяти, внимания, планирования.
* Психотерапия, коучинг — профессиональная помощь в поиске себя после повреждения головного мозга.
* Работа с семьей пациента — психологическая поддержка родственников пациента, в том числе детей, совместный поиск оптимальных способов помощи пациенту.
* Логопедические занятия — выработка способов компенсации нарушений речи и эффективного общения.
* Тренинги с биологической обратной связью по электроэнцефалограмме — обучение головного мозга на подсознательном уровне с целью достижения лучшего функционирования.
* Лечебная физкультура и массаж — расширение возможностей передвижения и самообслуживания, улучшение физической формы.