В ходе последних лет отмечается значительное ухудшение экологических условий жизни, при этом в школе к детям предъявляются все более высокие требования. Психофизическое развитие дошкольников к моменту их поступления в школу все чаще не соответствует учебным нагрузкам. А если ребенок с самого начала попадает в ситуацию неуспеха, то дальше ему все сложнее учиться, так как кроме объективных трудностей к этому прибавляются тревога, страх и ожидание неуспеха. Одним из способов решения данной проблемы являются нейропсихологическая диагностика и нейропсихологическая коррекция.
Нейропсихология как наука изучает мозговое обеспечение высших психических функций, таких как память, внимание, мышление, восприятие, двигательные функции, речь и т.д. В отличие от нейропсихологической диагностики во взрослом возрасте, когда по результатам обследования можно поставить топический диагноз, то есть определить, с проблемами в функционировании каких зон мозга связаны нарушения тех или иных психических функций, в детском возрасте ставится функциональный диагноз. Это связано с тем, что в детском возрасте продолжается активное развитие мозга, и в мозговом обеспечении психической деятельности также происходят перестройки.
Нейропсихологическая диагностика в полном объеме может проводиться, начиная с 6-7летнего возраста, занимая по времени от часа до полутора, однако в более простом сокращенном варианте возможно обследование и начиная с 3-4 лет. По результатам нейропсихологической диагностики специалист нашего психологического центра дает развернутое заключение, в котором отражает все полученные в ходе обследования данные. На основании заключения клиент получает рекомендации психолога, касающиеся дальнейшей коррекционной работы со специалистами центра детской психологической помощи. Нейропсихологическое заключение, полученное в нашем центре, соответствует всем требованиям к медицинской документации и, с согласия выдавшего его специалиста, может быть использовано клиентом в личных целях.
После проведения обследования возможны различные варианты взаимодействия со специалистом: регулярные коррекционные занятия в нейропсихологическом центре с детским нейропсихологом; взаимодействие в режиме динамического наблюдения, при котором родители регулярно получают соответствующие рекомендации для работы дома, и с определенной периодичностью проводится следящая диагностика для выявления динамики.
Важно отметить, что нейропсихологическая диагностика наиболее эффективно в дошкольном и младшем школьном возрасте, так как известно, что не только развитием мозга определяется психическое функционирование, но и ранний опыт значительно влияет на активность и функционирование мозга.
Автор: Кандидат психологических наук, нейропсихолог Панюшева Татьяна
Статья логопеда-детского нейропсихолога о коррекции и развитии речи у детей.