canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Синдром профессионального сгорания в практике руководителей. Подмена эмоций приводит к возникновению синдрома профессионального сгорания

Синдром профессионального выгорания или “Как не сгореть на работе?”

Интервью психолога Теперик Риммы Федоровны для журнала “Психология для руководителя”

В последние годы все чаще говорят о так называемом синдроме профессиональ­ного сгорания. К группе риска относятся специалис­ты, постоянно контактиру­ющие с людьми. В первую очередь, руководители ком­паний и менеджеры клиент­ских отделов, которым при­ходится много и интенсивно общаться, – с подчиненны­ми, партнерами,клиентами. О причинах возникновения дисгармонии в работе и личной жизни руководите­лей рассказывает кандидат психологических наук, психотерапевт, старший научный сотрудник кафед­ры клинической психологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова Римма Теперик.

 

—  Почему так происходит: человек упорно трудится, добивается хо­роших результатов, становится руководителем компании, а потом у него вдруг опускаются руки и ему становится все безразлично?

– Это принято называть синдромом профессионального сгорания. Речь идет о комплексе профессиональных деформаций в психике и личности человека. Например, управленцы, которым приходится очень много общаться, часто испытывают внутренний конфликт, так как у них накапливаются отрица­тельные эмоции. Откуда они появляются? Руководители часто подменяют одни эмоции другими, чтобы добиться наибольшего эффекта в управлении людьми. Скажем, начальник демонстрирует гнев, недовольство, считая, что это эффективная обратная связь в работе с подчиненными. Отчасти это оп­равдано. Однако возможно «самозаражение» отрицательными эмоциями. В других случаях, когда руководители сознательно прибегают к чисто агрес­сивно-директивным методам управления, они также рискуют утратить грань между игрой и реальностью.

В силу своего должностного положения руководители компаний вынужде­ны играть разные роли. Выбирать их надо творчески и сознательно, проявляя гибкость при смене «репертуара», иначе поставленные задачи, амбициозные проекты могут оказаться невыполнимыми.

— Выходит, что привычка подменять или дозировать чувства таит в себе негативные психологические последствия?

– Конечно. Когда кто-то умышленно демонстрирует гнев, то потом сам же его и испытывает. Тогда уже не человек управляет эмоциями, а эмоции чело­веком. Существует даже такое понятие: директорский невроз, который выра­жается, в частности, во вспышках раздражительности. После вулканического извержения чувств, как правило, наступает вялость, опустошенность. При этом, как говорят психологи, происходит смещение аффекта. Определенная ситуация, которая вызывает эмоции, переходит в другую временную плос­кость, переносится в другое пространство. Например, руководитель у себя в кабинете утром распекает нерадивого сотрудника, а дома вечером это выли­вается в агрессивное поведение, деспотизм в семье. Домочадцы стонут: «Как тебя только подчиненные выдерживают!» В этом случае происходит бессознательное переключение ролей, когда человек уже по инерции высказывает критические замеча­ния вместо того, чтобы проявлять искренние эмоции, симпатию, до­верие.

—  Очевидно, руководитель дол­жен себе четко представлять, с кем и в какой обстановке он общается. К каждому челове­ку, к каждой аудитории должен быть свой подход. Что проис­ходит, когда это правило нару­шается?

— Законы психологического вза­имодействия во время обще­ния _ с одним человеком, с малой группой или с большой аудито­рией – совершенно различны. Не раз приходилось быть свидетелем того, как руководители компаний разговаривали с десятком людей, словно со стадионом. Они трати­ли намного больше энергии, чем надо, и это приводило к явному упадку сил. Да и само общение становилось малоэффективным.

— Какие еще симптомы служат индикаторами профессиональ­ного сгорания?

— Человек испытывает чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и утром после сна, у него снижается восприимчи­вость к изменениям внешней сре­ды, пропадает чувствительность к новизне. Кроме того, возникают трудности с концентрацией вни­мания, больше времени уходит на решение тех или иных задач. Веч­но уставший человек вместо того, чтобы спать, страдает бессонни­цей. Иначе говоря, наступает син­дром хронической усталости. И не перегрузки тому виной _ челове­ческий организм способен быстро восстанавливаться.

—  Давайте выделим чисто де­ловую сферу. Какие в ней таятся подводные камни, провоциру­ющие личностные проблемы ?

– Это постоянные противоречия в стратегическом и тактическом руководстве компанией, чрезмер­ные, невыполнимые требования к работникам, передача ответствен­ности сотрудникам, не имеющим полномочий. Это также отсутс­твие объективных критериев для оценки результатов труда, неэф­фективная система мотивирова­ния и стимулирования персонала.

Так, в одной крупной компании произошел конфликт между пре­зидентом и одним из топ-менед­жеров. Когда президент стал раз­бираться, выяснилось, что у всех сотрудников было свое видение проблемы. Руководитель оказался в сложной ситуации, когда его ник­то не поддержал. Речь шла о том, как лучше устраивать корпоратив­ные праздники. И тогда начальник задумался, имеет ли он реальную власть в коллективе. Он болезнен­но отреагировал на возникшую проблему, обратился за помощью к психологам. Выяснилось, что про­блема явилась следствием ложно­го демократизма, были нарушены структурные иерархические отно­шения. Последствия такого поло­жения вещей могли проявиться и в более серьезных вопросах.

–   Может ли стиль руководс­тва стать причиной душевной дисгармонии? Считается, что способов управления людьми столько же, сколько людей.

– Сам стиль руководства вряд ли может привести к дисгармонии, скорее ошибки в его реализации, отсутствие мер профилактики личностных деформаций.

Несколько лет назад в США про­вели исследование, в ходе которого были проанализированы стили уп­равления ста руководителей компаний – лучших в своей области. Ока­залось, что у всех руководителей были свои «секреты» в управлении компанией. Каждый сформировал интегративный стиль управления, сочетающий многие стили. И это неудивительно, так как все руко­водители неординарные, яркие личности. Не существует единого самого эффективного стиля, как и эталонной модели руководства. Формирование собственного уни­кального стиля _ творческий про­цесс, включающий большую пси­хологическую работу. Поэтому и говорят, что эффективные руково­дители – хорошие психологи.

—   Представим себе человека, который духовно опустошен. Ему стали не в радость ни дом, ни работа. Чего не следует де­лать в подобной ситуации ?

– Это состояние, возможно, уже является симптомом синдрома сгорания. К сожалению, часто за одним симптомом следует другой. В таких случаях человек стремится уйти в другую реальность, где нет проблем – будь то алкоголь или казино. Известно, что практичес­ки все руководители и бизнесме­ны хотя бы раз посещали казино. Тем более что предрасположен­ность к азартной игре есть у всех управленцев. А когда сходятся не­сколько факторов ~ личностные, культурные, профессиональные, -могут возникнуть различные зави­симости. Стремление убежать от проблем, которые нередко кроют­ся в интимно-личностной сфере, в семье, часто приводит к изменам. Не секрет, что «институт содержа­нок» сейчас распространен едва ли не более, чем во времена А.Н. Ос­тровского. Но ведь такие способы убегания от проблем часто только их усугубляют, и формируется по­рочный круг.

—   Раз мы заговорили о семье, то хотелось бы затронуть проблему отцов и детей. Зачас­тую дети высокопоставленных управленцев ведут себя, мягко говоря, неадекватно. Чем это вызвано?

– Далеко не все такие семьи про­блемные. Часто в семьях крупных руководителей царит здоровье, радость, психологическое благо­получие. Проблемные дети круп­ных руководителей – это тоже своего рода симптомы синдрома сгорания. В дисфункциональ­ных семьях детям предоставля­ется слишком большая свобода, в том числе и финансовая, и они не могут с ней справиться. На­чинаются опасные эксперимен­ты: наркотики, клубная жизнь и т.д. Такого типа семьи харак­теризуются крайне низкой эмо­циональной открытостью. Дети чувствуют, что их не понимают и не принимают. Происходит подмена социального, экономи­ческого благополучия психоло­гическим.

—   Есть немало людей, кото­рые от семейных проблем бегут не в казино или к любовнице, а с головой уходят в работу. Как можно охарактеризовать та­кой тип руководителей?

– В обыденной жизни их назы­вают трудоголиками, но среди таких людей редко встречают­ся руководители. Трудоголики обычно занимают невысокое мес­то на социальной лестнице, так как для них важен процесс, а не результат. Как правило, люди, которые активно и продуктивно работают, умеют и любят отды­хать. А для трудоголика отдых -это мука. И если человек гово­рит, что не умеет отдыхать, то это плохой симптом.

—  Не раз приходилось слышать о руководителях и даже вла­дельцах бизнеса, которые меч­тают сбросить с себя бремя ответственности. Наверное, это явление тоже можно от­нести к синдрому сгорания?

– Совершенно верно. Такое явле­ние обычно называют дауншиф-тингом. Это своего рода бегство от проблем в другую область дея­тельности – не связанную с от­ветственностью. Ответственность переживается как хронический стресс. А человек не может дли­тельное время находиться в со­стоянии стресса. Но есть и дру­гой аспект. Каждое дело требует обновления, творчества, иначе любой труд становится отчужден­ным. Руководство и управление тоже могут стать монотонной дея­тельностью, которая не приносит радость. Негативное эмоциональ­ное отношение к работе – симп­том сгорания.

—   Часто психологические про­блемы растут как снежный ком, и в этом случае нужна помощь специалиста. Если человека все раздражает, если он всеми под­чиненными недоволен — скорее всего, проблема в нем самом. Не бывает так, чтобы все вокруг были неправы.

– Как показывает опыт, у многих руководителей проблемы начи­наются с того, что они утрачива­ют умение слышать других людей и живут по принципу: если я так считаю, то это правильно. Один руководитель как-то пожаловал­ся, что начинает вязнуть во второ­степенных задачах, а настоящим делом заниматься не может. Что делать в таком случае? Прежде всего, нужно обозначить психоло­гическую проблему. Может быть, все  дело   в  том,   что   начальник просто устал или не доверяет сво­им подчиненным?

Работа с профессиональным психологом, который специали­зируется в области психологии управления, ~ это не признак сла­бости руководителя, а признак его силы. Удачно, когда руководители обращаются за помощью в про­филактике синдрома сгорания. Не стоит ждать, когда различные, пока маленькие симптомы приоб­ретут характер профессиональной болезни.

— Ни один психолог не поможет, если человек не прикладывает усилий к тому, чтобы изба­виться от своих профессиональ­ных недугов. Каждый должен сам беспокоиться о своем душевном здоровье. Вот только как?

– Прежде всего, необходимо еже­дневное большое внимание к свое­му физическому и душевному со­стоянию. Безусловно, если любишь свою работу, то она является не только источником проблем, но и радости. Стоит прислушиваться к себе: что сейчас с этой любовью? И прикла­дывать усилия, чтобы созидать ее. Какой бы высокий пост человек ни занимал, он стремится к боль­шему. Это здоровая потребность в росте. Необходимо формулиро­вать себе задачи развития. Стаг­нация, пусть даже на высоком уровне, опасна.

Душевное здоровье питается положительными эмоциями. Они переживаются не только во вре­мя профессиональных побед, но и при восприятии искусства, обще­нии с близкими и друзьями. Не только работу, но и отдых стоит планировать, конструируя ситуа­ции, которые не просто снимут напряжение, а дадут здоровое удо­вольствие.

Психологическое консультирование при профессиональном выгорании. Записаться на прием к Теперик Р.Ф.

Яндекс.Метрика
http://www.arsenalplayershop.com/2017-18-ARSENAL-KITS-SHOP/Alexis-Sanchez-Arsenal-2017-18-Jersey-For-Women-Youth http://www.arsenalplayershop.com http://www.ncaaplayershop.com http://www.ncaaplayershop.com/NCAA_Alabama_Crimson_Tide_Football_Jersey_Online_Store/Mens_Eddie_Lacy_University_Football_Jersey_In_Adult_Size_S_M_L_XL_2XL_3XL http://www.realmadridplayershop.com/2017-18-REAL-MADRID-KITS http://www.atleticomadridplayershop.com/Atletico-Madrid-2017-18-KITS http://www.saintgermainplayershop.com/psg-2017-18-kits.html http://www.barcelonaplayershop.com/2017-18-barcelona-kits-for-sale.html