Интервью психолога Теперик Риммы Федоровны для журнала “Психология для руководителя”
В последние годы все чаще говорят о так называемом синдроме профессионального сгорания. К группе риска относятся специалисты, постоянно контактирующие с людьми. В первую очередь, руководители компаний и менеджеры клиентских отделов, которым приходится много и интенсивно общаться, – с подчиненными, партнерами,клиентами. О причинах возникновения дисгармонии в работе и личной жизни руководителей рассказывает кандидат психологических наук, психотерапевт, старший научный сотрудник кафедры клинической психологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова Римма Теперик.
— Почему так происходит: человек упорно трудится, добивается хороших результатов, становится руководителем компании, а потом у него вдруг опускаются руки и ему становится все безразлично?
– Это принято называть синдромом профессионального сгорания. Речь идет о комплексе профессиональных деформаций в психике и личности человека. Например, управленцы, которым приходится очень много общаться, часто испытывают внутренний конфликт, так как у них накапливаются отрицательные эмоции. Откуда они появляются? Руководители часто подменяют одни эмоции другими, чтобы добиться наибольшего эффекта в управлении людьми. Скажем, начальник демонстрирует гнев, недовольство, считая, что это эффективная обратная связь в работе с подчиненными. Отчасти это оправдано. Однако возможно «самозаражение» отрицательными эмоциями. В других случаях, когда руководители сознательно прибегают к чисто агрессивно-директивным методам управления, они также рискуют утратить грань между игрой и реальностью.
В силу своего должностного положения руководители компаний вынуждены играть разные роли. Выбирать их надо творчески и сознательно, проявляя гибкость при смене «репертуара», иначе поставленные задачи, амбициозные проекты могут оказаться невыполнимыми.
— Выходит, что привычка подменять или дозировать чувства таит в себе негативные психологические последствия?
– Конечно. Когда кто-то умышленно демонстрирует гнев, то потом сам же его и испытывает. Тогда уже не человек управляет эмоциями, а эмоции человеком. Существует даже такое понятие: директорский невроз, который выражается, в частности, во вспышках раздражительности. После вулканического извержения чувств, как правило, наступает вялость, опустошенность. При этом, как говорят психологи, происходит смещение аффекта. Определенная ситуация, которая вызывает эмоции, переходит в другую временную плоскость, переносится в другое пространство. Например, руководитель у себя в кабинете утром распекает нерадивого сотрудника, а дома вечером это выливается в агрессивное поведение, деспотизм в семье. Домочадцы стонут: «Как тебя только подчиненные выдерживают!» В этом случае происходит бессознательное переключение ролей, когда человек уже по инерции высказывает критические замечания вместо того, чтобы проявлять искренние эмоции, симпатию, доверие.
— Очевидно, руководитель должен себе четко представлять, с кем и в какой обстановке он общается. К каждому человеку, к каждой аудитории должен быть свой подход. Что происходит, когда это правило нарушается?
— Законы психологического взаимодействия во время общения _ с одним человеком, с малой группой или с большой аудиторией – совершенно различны. Не раз приходилось быть свидетелем того, как руководители компаний разговаривали с десятком людей, словно со стадионом. Они тратили намного больше энергии, чем надо, и это приводило к явному упадку сил. Да и само общение становилось малоэффективным.
— Какие еще симптомы служат индикаторами профессионального сгорания?
— Человек испытывает чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и утром после сна, у него снижается восприимчивость к изменениям внешней среды, пропадает чувствительность к новизне. Кроме того, возникают трудности с концентрацией внимания, больше времени уходит на решение тех или иных задач. Вечно уставший человек вместо того, чтобы спать, страдает бессонницей. Иначе говоря, наступает синдром хронической усталости. И не перегрузки тому виной _ человеческий организм способен быстро восстанавливаться.
— Давайте выделим чисто деловую сферу. Какие в ней таятся подводные камни, провоцирующие личностные проблемы ?
– Это постоянные противоречия в стратегическом и тактическом руководстве компанией, чрезмерные, невыполнимые требования к работникам, передача ответственности сотрудникам, не имеющим полномочий. Это также отсутствие объективных критериев для оценки результатов труда, неэффективная система мотивирования и стимулирования персонала.
Так, в одной крупной компании произошел конфликт между президентом и одним из топ-менеджеров. Когда президент стал разбираться, выяснилось, что у всех сотрудников было свое видение проблемы. Руководитель оказался в сложной ситуации, когда его никто не поддержал. Речь шла о том, как лучше устраивать корпоративные праздники. И тогда начальник задумался, имеет ли он реальную власть в коллективе. Он болезненно отреагировал на возникшую проблему, обратился за помощью к психологам. Выяснилось, что проблема явилась следствием ложного демократизма, были нарушены структурные иерархические отношения. Последствия такого положения вещей могли проявиться и в более серьезных вопросах.
– Может ли стиль руководства стать причиной душевной дисгармонии? Считается, что способов управления людьми столько же, сколько людей.
– Сам стиль руководства вряд ли может привести к дисгармонии, скорее ошибки в его реализации, отсутствие мер профилактики личностных деформаций.
Несколько лет назад в США провели исследование, в ходе которого были проанализированы стили управления ста руководителей компаний – лучших в своей области. Оказалось, что у всех руководителей были свои «секреты» в управлении компанией. Каждый сформировал интегративный стиль управления, сочетающий многие стили. И это неудивительно, так как все руководители неординарные, яркие личности. Не существует единого самого эффективного стиля, как и эталонной модели руководства. Формирование собственного уникального стиля _ творческий процесс, включающий большую психологическую работу. Поэтому и говорят, что эффективные руководители – хорошие психологи.
— Представим себе человека, который духовно опустошен. Ему стали не в радость ни дом, ни работа. Чего не следует делать в подобной ситуации ?
– Это состояние, возможно, уже является симптомом синдрома сгорания. К сожалению, часто за одним симптомом следует другой. В таких случаях человек стремится уйти в другую реальность, где нет проблем – будь то алкоголь или казино. Известно, что практически все руководители и бизнесмены хотя бы раз посещали казино. Тем более что предрасположенность к азартной игре есть у всех управленцев. А когда сходятся несколько факторов ~ личностные, культурные, профессиональные, -могут возникнуть различные зависимости. Стремление убежать от проблем, которые нередко кроются в интимно-личностной сфере, в семье, часто приводит к изменам. Не секрет, что «институт содержанок» сейчас распространен едва ли не более, чем во времена А.Н. Островского. Но ведь такие способы убегания от проблем часто только их усугубляют, и формируется порочный круг.
— Раз мы заговорили о семье, то хотелось бы затронуть проблему отцов и детей. Зачастую дети высокопоставленных управленцев ведут себя, мягко говоря, неадекватно. Чем это вызвано?
– Далеко не все такие семьи проблемные. Часто в семьях крупных руководителей царит здоровье, радость, психологическое благополучие. Проблемные дети крупных руководителей – это тоже своего рода симптомы синдрома сгорания. В дисфункциональных семьях детям предоставляется слишком большая свобода, в том числе и финансовая, и они не могут с ней справиться. Начинаются опасные эксперименты: наркотики, клубная жизнь и т.д. Такого типа семьи характеризуются крайне низкой эмоциональной открытостью. Дети чувствуют, что их не понимают и не принимают. Происходит подмена социального, экономического благополучия психологическим.
— Есть немало людей, которые от семейных проблем бегут не в казино или к любовнице, а с головой уходят в работу. Как можно охарактеризовать такой тип руководителей?
– В обыденной жизни их называют трудоголиками, но среди таких людей редко встречаются руководители. Трудоголики обычно занимают невысокое место на социальной лестнице, так как для них важен процесс, а не результат. Как правило, люди, которые активно и продуктивно работают, умеют и любят отдыхать. А для трудоголика отдых -это мука. И если человек говорит, что не умеет отдыхать, то это плохой симптом.
— Не раз приходилось слышать о руководителях и даже владельцах бизнеса, которые мечтают сбросить с себя бремя ответственности. Наверное, это явление тоже можно отнести к синдрому сгорания?
– Совершенно верно. Такое явление обычно называют дауншиф-тингом. Это своего рода бегство от проблем в другую область деятельности – не связанную с ответственностью. Ответственность переживается как хронический стресс. А человек не может длительное время находиться в состоянии стресса. Но есть и другой аспект. Каждое дело требует обновления, творчества, иначе любой труд становится отчужденным. Руководство и управление тоже могут стать монотонной деятельностью, которая не приносит радость. Негативное эмоциональное отношение к работе – симптом сгорания.
— Часто психологические проблемы растут как снежный ком, и в этом случае нужна помощь специалиста. Если человека все раздражает, если он всеми подчиненными недоволен — скорее всего, проблема в нем самом. Не бывает так, чтобы все вокруг были неправы.
– Как показывает опыт, у многих руководителей проблемы начинаются с того, что они утрачивают умение слышать других людей и живут по принципу: если я так считаю, то это правильно. Один руководитель как-то пожаловался, что начинает вязнуть во второстепенных задачах, а настоящим делом заниматься не может. Что делать в таком случае? Прежде всего, нужно обозначить психологическую проблему. Может быть, все дело в том, что начальник просто устал или не доверяет своим подчиненным?
Работа с профессиональным психологом, который специализируется в области психологии управления, ~ это не признак слабости руководителя, а признак его силы. Удачно, когда руководители обращаются за помощью в профилактике синдрома сгорания. Не стоит ждать, когда различные, пока маленькие симптомы приобретут характер профессиональной болезни.
— Ни один психолог не поможет, если человек не прикладывает усилий к тому, чтобы избавиться от своих профессиональных недугов. Каждый должен сам беспокоиться о своем душевном здоровье. Вот только как?
– Прежде всего, необходимо ежедневное большое внимание к своему физическому и душевному состоянию. Безусловно, если любишь свою работу, то она является не только источником проблем, но и радости. Стоит прислушиваться к себе: что сейчас с этой любовью? И прикладывать усилия, чтобы созидать ее. Какой бы высокий пост человек ни занимал, он стремится к большему. Это здоровая потребность в росте. Необходимо формулировать себе задачи развития. Стагнация, пусть даже на высоком уровне, – опасна.
Душевное здоровье питается положительными эмоциями. Они переживаются не только во время профессиональных побед, но и при восприятии искусства, общении с близкими и друзьями. Не только работу, но и отдых стоит планировать, конструируя ситуации, которые не просто снимут напряжение, а дадут здоровое удовольствие.
Психологическое консультирование при профессиональном выгорании. Записаться на прием к Теперик Р.Ф.